Темное будущее светлого прошлого

Реплика

До недавнего времени преподавание школьной истории, хотя и критикуемое за разноголосицу в оценке событий, некачественные учебники и концентрическую систему обучения (это когда те же самые темы изучаются дважды: сначала в 6–9-м, а затем в старших классах), все же как-то велось. Затем явился новый культурно-исторический стандарт и, покончив с анархией мнений, ввел линейную систему с непрерывным изучением этого предмета с 6-го по 10-й класс (плюс некий курс истории в 11-м.) И школьная интерпретация исторического процесса тут же увязла в ворохе новых проблем. Причем увязла крепко.

Реплика

Всем известно, что новый стандарт породил не только разброд и шатание умов, но также единую концепцию истории Россия и три новые линейки единых учебников отечественной истории, пришедших на смену прежним. Но вот про то, что то же самое теперь надо проделать со школьным курсом всеобщей истории, а затем еще и синхронизировать его изучение с курсом отечественной, знают далеко не все. Равно как и про то, что к этой работе еще толком не приступали.

В результате получилось, что новый стандарт с переходом на «линейку» введен, учебный процесс вовсю идет, а по всеобщей истории нет не то что новых учебников, но даже концепции, на основе которой их будут писать. Единственное, что есть, — это проект такой концепции, да и тот, рассказали «МК» участники недавнего обсуждения в Институте всеобщей истории РАН, очень сырой, растянутый (150 страниц!) и не содержит никакой новизны, будь то современная точка зрения на происхождение человека или на вопрос, а был ли, собственно, в Европе феодализм. (Последнее, как оказалось, сегодня многими оспаривается.)

Короче, концепция нуждается в радикальной переработке — с этим согласились все участники обсуждения. Но сроков завершения работы никто не определил. И вот теперь многие связывают их со съездом учителей истории, намеченным на весну 2016 года. Между тем «следующий федеральный перечень учебников будет формироваться в 2017 году, а у издательств должен быть хотя бы год, чтобы качественно сделать свою работу», обрисовал «МК» ситуацию завредакцией истории и обществознания крупного издательства Сергей Тырин.

Необходимого года у издательств, похоже, не будет, а значит, с гарантией будет проблема с новыми учебниками. Но не это самое страшное. Как оказалось, никто из специалистов сейчас не представляет себе, что именно надо преподавать в рамках исторического курса в 11-х классах. Ну прямо по Козьме Пруткову с его гениальным: «Специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя!».

На сегодняшний день, как удалось узнать «МК», рассматриваются три основных варианта. Первый: механически разделить нынешний курс 10-го класса (история ХХ–ХХI веков) надвое и растянуть его на 10-й и 11-й классы. Учителям, естественно, это очень удобно (они и предложили), но вот детям, которым предстоит сдавать ЕГЭ по истории, а значит, повторять весь пройденный материал, — ясно, нет. Введение же, как грозились, обязательного ЕГЭ по истории, по оценке преподавателя подготовительных курсов ИСАА МГУ им. Ломоносова Александра Морозова, обернется полной катастрофой: «Такой ЕГЭ возможен лишь на базовом уровне после 10-го класса, чтобы у 10–12% тех, кто его не сдаст, был год на пересдачу».

Впрочем, до ЕГЭ еще надо дожить. А пока в качестве второго варианта предлагается ввести на последнем году обучения в школе «теоретический» курс истории и рассказать школьникам, что это за наука, что такое историография и источниковедение. Но эту идею, похоже, мало кто поддерживает.

Третье предложение — заканчивать, как и сейчас, изучение истории в 10-м классе. А в 11-м в профильных классах для тех, кому сдавать ЕГЭ, заняться повторением всего курса (в формулировке Морозова: «от восточных славян до Владимира Владимировича»), а остальным заниматься по курсу «Россия в мире».

Может, стоило со всем этим определиться прежде, чем ломать пусть не идеальную, но худо-бедно работающую систему? Зачем создавать дополнительные проблемы школе и ученикам? Впрочем, у гениального Пруткова есть и про это: «Люди подобны колбасам — чем их начинят, то и носят в себе».

Между тем

Разгорается очередной скандал с учебниками. В «Обществознании» для 8-го класса возмущенные родители обнаружили пассаж о том, что человек, с раннего детства страдающий серьезными психическими расстройствами, не является социальным существом и даже личностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру