— Шел 4-й урок, когда к нам в класс зашли люди с собакой, — рассказал «МК» ученик 8-го класса школы №380 Саша К. — Проверка длилась очень быстро, буквально меньше минуты. Мы все испугались и сидели тихо. Очень смешно учителя реагировали, наша биологичка не спросила ни слова у этих людей, а как-то даже испуганно молчала. В нашем классе никого не заподозрили. Вечером я рассказал обо всем родителям. Они отреагировали нейтрально. И я тоже, мне бояться нечего. Но, думаю, тем, кого собака отметила, было очень неприятно.
За тем, что было дальше, следила вся школа. 11 детей, заподозренных в чем-то нехорошем, закрыли в библиотеке, а педагогов заставили обзванивать родителей и просить их в экстренном порядке явиться в школу к своим детям. Дело в том, что согласно закону проводить медицинские освидетельствования несовершеннолетних без письменного согласия законных представителей запрещено. Потом, когда все документы были подписаны, школьникам раздали мочеприемники и отправили в туалет, тоже по одному. Выходит, добровольно-принудительно (под пристальным взором администрации всей школы и полицейских) все 11 законных представителей подписали согласия.
— Согласно закону, результаты исследования будут доступны только родителям, и никому больше, — успокоили всех в аппарате при уполномоченном по правам ребенка. — Ни администрации школы, ни другим ученикам никто ничего не расскажет.
25 сентября в школе №380 все только и обсуждали вчерашнюю проверку. Главные герои — те самые 11 учеников — были расспрошены обо всем. «Что там было в библиотеке?», «Страшно?», «Родители ругали вечером?» и т.д. К слову, все 11 человек пришли на занятия.
Выяснить теперь, кто был инициатором проверки, не удалось. Изначально считали, что это директор школы. Но в администрации школы №380 говорят, что не имеют к этому мероприятию никакого отношения. А директор даже возмущена слишком неделикатными методами. «Процедура меня тоже смущала, — сказала она. — Я задавала вопросы сотруднику надзорного ведомства. Мне было отвечено, что таков регламент. Я согласна, что ситуация неоднозначная и с детьми следовало поступать деликатнее. Но комментировать действия прокуратуры не хочу».
В прокуратуре заявили, что проверка была плановая. И хотя на школу никаких анонимок не поступало, выбор на нее пал «исходя из общей ситуации с наркотиками в данном районе». Также полицейские заверили, что последующие проверки вовсе не исключены.
Такие методы выявления подростков-потребителей вызвали волну возмущения. И хотя от родителей пока не поступали жалобы ни в Следственный комитет, ни в прокуратуру, ни куда-либо еще, многие юристы советуют им это немедленно сделать.
«Исходя из всего изложенного, несколько нарушений уже налицо, — прокомментировал «МК» ситуацию юрист Нуриман Ибрагимов. — Перед осмотром не было проведено родительское собрание с обязательным уведомлением законных представителей о том, что ждет их детей. Не было осмотра психиатром-наркологом, освидетельствование проходило прямо в стенах школы, а не в медицинской организации, как того требует закон. Получается, такая проверка прошла абсолютно незаконно».
Данный прецедент разбирается. Правомерность действий наркополицейских в школе Санкт-Петербурга будет проверена.