Представление о масштабах трагедии дает статистика.
24 сентября в Белгороде на уроке физкультуры во время сдачи норматива по бегу на 300 метров умерла, казалось бы, здоровая 12-летняя девочка.
Накануне, 23 сентября, в Московской области умер мальчик, которому также стало плохо во время занятий физкультурой.
1 июня в Подмосковье, в городе Электроугли, в спортивной школе после тренировки по дзюдо умер девятиклассник.
6 мая на уроке физкультуры в школе № 61 города Уфа во время забега на 500 метров потерял сознание и вскоре скончался Никита Романов.
В марте в якутском поселке Сунтар на уроке физкультуры умер ученик 1-го класса.
В апреле прошлого года стало плохо восьмилетнему мальчику из Сочи, после чего тот скончался. И этот скорбный список можно продолжать до бесконечности.
О том, почему это происходит, «МК» рассказала директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких:
- Прежде всего, школьные учителя физвоспитания не имеют объективных данных о состоянии здоровья детей, или, того хуже, имеют, но не учитывают при установлении индивидуальных физических нагрузок. Случается, что школьник по состоянию здоровья освобожден от физкультуры, и он сообщает об этом учителю. Но тот говорит что-то вроде: «Все вы тут освобождены», и дает ребенку неадекватную нагрузку, превышающую его физические возможности. Отсюда и трагедии.
Взять хотя бы мальчика из Московской области, погибшего 23 сентября. У него же был порок сердца! А с пороком его не имели права брать на обычный урок физкультуры: такой ребенок мог заниматься только в отдельной группе.
Вторая серьезнейшая проблема заключается в том, что по новому закону о медицинском обслуживании населения, и в том числе детей, школа не должна иметь данных о состоянии здоровья своих учащихся. Вся эта информация содержится только в поликлиниках и недоступна для учителей физкультуры — только если родители специально побеспокоятся и лично передадут им все сведения о проблемах здоровья своих детей.
Дополнительные сложности создает то, что в подростковом возрасте повышена вероятность не органических, а функциональных нарушений, в том числе связанных с так называемой «болезнью интенсивного роста». По этой причине сплошь и рядом бывает, что здоровый лишь несколько месяцев тому назад ребенок начинает испытывать недомогание, и чрезмерные нагрузки в таком состоянии могут стать для него губительными. Выявлять такие нарушения призвана диспансеризация. Но как ее проходят, мы, увы, знаем. Да и формальные осмотры бывают не регулярными.
Да что там, сама учеба в школе создает ребенку высочайшие эмоциональные, функциональные и интеллектуальные нагрузки, ввергающие детский или подростковый организм в состояние постоянного стресса и перегрузок. А учителя физкультуры это редко учитывают - особенно, если это не профессиональные педагоги, а бывшие спортсмены, прошедшие краткую дополнительную педагогическую переподготовку. Вообще, подготовленных должным образом учителей физвоспитания у нас, к сожалению, очень мало.
Ну и, наконец, нормативы ГТО. Хотелось бы знать, кто учредил эти жуткие нормы?! Все это - очень серьезная проблема. А запрет передачи в школу данных о состоянии здоровья детей создал новую, еще более серьезную ситуацию, которая будет лишь усугубляться.