Под Хабаровском нашли гидросамолет 1935 года: сохранился даже гребень для волос

Подробности уникальной экспедиции стали известны «МК»

Похоже, из списка тайн исчезновений воздушных судов можно смело вычеркнуть еще одну — связанную с пропажей двухфюзеляжного гидросамолета «Савойя-Маркетти С-55». В далеком 1935-м «Савойя» рухнула в хабаровской тайге. Тогда погибли 12 человек. Но подобраться вплотную к месту крушения гидросамолета долгое время не удавалось. Третья попытка на днях увенчалась успехом.

Об уникальной находке и предпринятой экспедиции на Чертову гору, рассказал «МК» член координационного совета общественной организации «Поисковое движение России» Ярослав Ливанский.

Подробности уникальной экспедиции стали известны «МК»
Фото: Поисковое движение России

Начнем с сухих справок из архивов. Итак, летающая лодка итальянского производства с бортовым номером «Л-840», принадлежала Дальневосточному управлению ГВФ. 26 июня 1935 года самолет взял курс из города Александровск-Сахалинский на Хабаровск. Полётное время с острова Сахалин на материк составляло 5 часов 20 минут. Спустя час с небольшим связь с самолетом пропала.

На борту находились 12 человек. Из них трое членов экипажа: командир Александр Святогоров, радист Ефремов, бортмеханик Стыченко и девять пассажиров: директор машинно-тракторной станции в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области Антон Шереметьев, бухгалтер МТС Степан Щетинин, механик МТС Бараксин, его жена Ильинская с ребенком, бухгалтер «Сахлестреста» Грановский, супруга сотрудника областного земельного управления Докучаева, инструкторы отдела Объединенного государственного политического управление (АУР ОГПУ-НКВД) СССР Корнышев и Меднис. Присутствие сотрудников ОГПУ на борту было неслучайно. Самолет был инкассаторским — перевозил 2 миллиона рублей в дальневосточную «столицу».

Пилот Александр Святогоров.

Длительные и тщательные поиски, которые включали даже аэрофотосьемку, результатов не дали. Сотрудники НКВД даже проверяли, не перелетел ли Святогоров к японцам, как это сделал в 1934 году летчик Вахромеев. Агенты передали, что ни в Япония, ни в Маньчжурии пассажирская «Савойя» посадок не совершала. Вскоре дело о об исчезновении гидроплана закрыли.

За десятилетия данные о катастрофе обросли мифами и легендами. Один из летчиков, Матвей Шемяков поведал в свое время журналистам о том, как осенью 45 — го непогода вынудила его приводниться у берегов Татарского пролива, недалеко от мыса Лазарева. Вдали они увидели чум, а подойдя ближе, встретили старика из местных, который был явно не рад гостям. В чуме летчики увидели кожаную сумку-планшет, в которой оказались документы, карта полета… Александра Святогорова. По словам старика, лет десять назад из тайги вышли несколько человек. Охотник с другом приняли их за бандитов и застрелили. Планшетку тогда передали в краевое управление НКВД в Хабаровске.

За прошедшие 80 лет различные группы несколько раз поднимались на Чертову гору, где лежал остов самолета, останки пассажиров и экипажа.

Один из таких походов поисковая группа предприняла в 1971 году. С помощью проводника группа добралась до места падения по буреломной нехоженой тайге. Прокурор-криминалист Хабаровской краевой прокуратуры Леонид Скрыпкин, который входил в поисковую группу, даже сделал фотографии гидросамолета, разбитую радиостанцию, смятый фонарь пилотской кабины. Мощные по тем временам двигатели, по 750 лошадиных сил, марки «Изотта-Фраскини» за десятилетия не успело даже тронуть ржавчиной, все гайки блестели хромом...

Фото: Поисковое движение России

Бортмеханик Мороков, который лично знал Светогорова и обслуживал в 30-е годы его машину, засвидетельствовал, что найденные обломки принадлежат «Савойи».

Потом место гибели гидроплана обнаружили лесорубы в 2006 году. Экспедиция на Чертову гору из местных жителей, принесла в опорный пункт полиции 30-40 фрагментов останков (полный мешок), которые позже были захоронены на краю кладбища в поселке Лазарев под безымянным столбом.

Наконец, в 2015 году на поиски «Савойи—55» отправилась экспедиция «АвиаПоиск». В течение трёх суток поисковики добрались до самой восточной точки Хабаровского края – рабочего посёлка Лазарев на берегу Татарского пролива. Это самое узкое место напротив Сахалина, отсюда при Сталине начиналось строительство тоннеля под проливом на сахалинский мыс Погиби. Поисковой группе пришлось преодолеть более 3500 километров пути, большая часть из которых пришлась на грунтовые лесные дороги и лесовозные просеки. Настоящей проблемой стали массы гнуса и таёжной мошки, смытые мосты на реках и непролазные заросли кустарника. .

На месте падения самолёта удалось выяснить обстоятельства катастрофы. Самолет после прохождения Татарского пролива и посёлка Лазарев вошёл в плотную облачность. Лётчик попытался выйти к Амуру, чтобы над рекой прийти к Хабаровску, но сбился с маршрута и ушёл в сторону сопок высотой не менее 350 метров. Всё более снижаясь, лётчик слишком поздно заметил перед собой крутой склон, попытался левым виражом с креном набрать высоту, но скорости самолёта не хватило. Вначале при ударе о стволы деревьев оторвало левую лодку с пассажирами, потом точку поставил сильнейший удар пилотской кабины о склон.

По прошествии 70 лет пассажиры так и остались лежать, выброшенными из деревянных лодок-салонов самолёта, вместе с остатками сидений и привязными ремнями безопасности. Среди останков четырёх человек была одна женщина. На месте падения были найдены личные вещи пассажиров: женский гребень для волос, коробка от табака, очки, туфли, сапоги, кожаные плащи и куртки, ручка от сумки, дужки кошелька. Более ценные вещи и монеты старательно кем-то собраны в предыдущие годы. Видимо, «ценность» этих вещей интересовала мародёров больше, чем человеческие судьбы.

Почему Светогоров допустил такую ошибку? Ведь он не просто опытный летчик — ас из асов. В свое время во время демонстрационных полетов на устаревших истребителях иностранного производства он поразил заместителя начальника ВВС РККА фигурами высшего пилотажа, запрещенными для этого типа самолетов. За что попал на гауптвахту и был переведен в тьмутаракань, но и там отличился. В 1933 году при создании авиации войск ОГПУ стал пограничным летчиком, участвовал в операции по спасению экипажа и пассажиров «Челюскина». Александр лично вывез 8 челюскинцев, в том числе трехмесячную девочку, родившуюся на льдине. Но, видимо, и у королей неба бывают фатальные ошибки.

Все 118 костных фрагментов останков, обнаруженных на месте падения «Савойи», были сданы активистами «Поискового движения Россия» на ответственное хранение в полицию посёлка Лазарев Николаевского района Хабаровского края до момента организации торжественно-траурной церемонии захоронения. Скорее всего церемония состоится в 2016 году после ещё более масштабной экспедиции на место гибели гидроплана, чтобы полностью отработать всю площадь падения и собрать все останки пассажиров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26922 от 26 сентября 2015

Заголовок в газете: Тайны «Савойи» больше нет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру