Иван Краско: "Охмурять девочек - тоже искусство"

Актер называет жену, которая младшего его на 61 год, «севастопольским воробышком»

У Ивана Краско – юбилей. В его родном Театре имени Комиссаржевской пройдет творческий вечер актера. Рядом будут коллеги, друзья, дети, молодая жена Наталья — свадьбу с ней 85-летний Краско сыграл на днях. Иван Иванович и Наталья раскрыли нам секреты своей семейной жизни.

Актер называет жену, которая младшего его на 61 год, «севастопольским воробышком»

Справка «МК». Для заслуженного артиста РФ Ивана Краско брак с Натальей Шевель — четвертый. Они познакомились в институте гуманитарного образования в Петербурге, где учится Наталья. На свадьбе, которая состоялась в сентябре в Красноармейском ЗАГСе, Краско пришел в форме моряка — в свое время он окончил военно-морское училище и командовал десантным кораблем Дунайской речной флотилии.

У Краско родились пятеро детей. Сын от второго брака, актер Андрей Краско, скончался в 2006 году от сердечной недостаточности.


- Иван Иванович, как вы очаровываете женщин? Может быть, для читателей секретом поделитесь?

- Охмурять девочек – тоже искусство. А как же! Иногда у меня это выходит с помощью одного взгляда. Я никогда не скрывал своего очарования женщиной и никого никогда не хотел обмануть.

Могу подойти и сказать: «Доченька, ты так мила, почему же мы с тобой раньше не поженились?» В театре я так говорил двум актрисам. Но они и самые талантливые! Что очень важно для меня. А если просто смазливые, мне этого недостаточно. Если с интеллектом дела неважные и цель жизни несерьезная, то и красоты настоящей нет.

- Сейчас вы женаты, и можно уже эти умения не применять...

- Наш брак назвали скандальным. Необычным, может быть, его и можно назвать. Но скандальность при чем?! Вот обвиняют, что Наташа корыстно вышла замуж за Ивана Краско. Господи боже мой! Все просто: мы с ней так похожи! У нас характеры одинаковые! Оба – боевые петухи. Мы похожи в постоянном желании найти правду в любом деле. Доискиваемся, причем она чаще права оказывается, и мне это очень нравится.

- А что еще у вас общего?

- Я ведь тоже сирота, как и она, еще и поэтому мы друг друга понимаем. Моя мама умерла в мои десять с половиной месяцев. Меня воспитала баба Поля. Я очень ее любил, но все равно тосковал по своей маме.

А Наташина мать, родив ее, выскочила в окно и убежала из роддома. Они встретились только на съемках передачи. Она начала говорить, что хотела найти дочку, попыталась претендовать на отношения. Но разговора не получилось. Наташа раньше пыталась ее найти. Но тут не пошла на разговор. Она пронзительная очень. Сказала матери, что зла на нее не держит, но принять не может.

- Вы ее поддержали?

- Во всем. Я ее понимаю, у меня жизнь тоже была не простая, но не было того презрительного отношения, что Наташа вытерпела в детстве. Ее обижали и школьники, и учителя, потому что она жила в очень нищенских условиях. Дети дразнили ее оборванкой. А я называю Наташу «севастопольский воробышек».

- Случается, что вы ссоритесь?

- Я ее время от времени провоцирую. У нас взаимная проверка до сих пор проходит. Нарочно ей говорю что-то довольно резкое и смотрю на реакцию. Но она уже научилась меня раскусывать. Наташка нередко поражает меня. Смотрю на нее, и мне кажется, что мы одного возраста. Она настолько глубоко понимает жизнь! Столько всего натерпелась.

- Вы все друг другу рассказываете?

- Она со мной беспредельно откровенна. Рассказала про все свои связи: и про гражданские браки, и про женитьбу. Рассказала, чтобы быть со мной честной и чтобы я лучше ее понимал. И я ее понял. Я расспрашивал: «Почему от этого ты ушла, а тот от тебя ушел?» Она не говорит «подонок» ни про кого. Отвечала, что с этим ей просто неинтересно стало, а тот ее обманул. Просто пожалел для нее денег, хотя человек был состоятельный. Вдруг перестал ее считать своей. И все понятно. Когда честно, то все понятно.

Я ей сам говорил: «Я тебя взял под свое крылышко, ты это понимаешь?» Она говорит: «Еще бы! А раньше такого никогда не было». Но по молодости мужик и не может взять под свое крылышко, а я-то уже многое понимаю.

Я говорил: «Давай не будем торопиться, давай разберемся друг в друге». У нас постепенно произошло сближение, даже не сексуальное, а душевное в первую очередь. Мы начали понимать, что скучаем, когда другого нет рядом. И началось: «Почему ты мне не отвечаешь?» Это как у Маяковского в «Облаке в штанах», когда он бегает, волнуется, ищет. Мы поняли: нас друг к другу тянет, мы уже некомфортно чувствуем себя врозь. Значит, необходима связь... А уж потом, когда нам говорили: «Брак? Вы с ума сошли?!», я отвечал: «А как же иначе?» Я говорю Наташке: «Ты мне родишь доченьку?» Мне обязательно надо видеть женщину, которая становится матерью. Ведь для женщины – это высшее предназначение.

- Ваши младшие сыновья уже выбрали себе в жизни занятие?

- Наталья Николаевна (предыдущая жена, она младше Краско на 47 лет – Ред.), мама моих Вани и Феди, женщина мудрая. Она сама занимается творчеством и детей туда тянет. А я им потворствую в этом. Федя занимается в музыкальной школе, и виолончель ему становится все роднее. А у Вани – бальные танцы, в конкурсах участвует уже вовсю. Но их бывает трудно вытащить из интернетов, планшетов, стрелялок. Я говорю, что лучше уж кроссворды решать.

Игорь Горбачев – один из моих учителей, как увидел, что я в перерыве с кроссвордом сижу, сказал: «Правильно, Ваня, точи мозги». Считаю, это одна из причин моего долголетия.

- Сына Андрея в актерскую профессию тоже вы привели?

- Нет, он все делал только сам. Так я его учил. Сейчас Наташе, молодой жене, говорю: «Не надейся на мою протекцию. Толку не будет. Сразу же зазвездишь и лопнешь, как пузырь. Работай каждый день». Она все понимает. Молча подойдет, обнимет меня.

- Андрею пришлось долго убеждать вас, что он – актер?

- Меня даже иногда пытаются подковырнуть, мол, вы не верили в Андрюшины актерские дела. Нет, я просто передаю от бабы Поли привет следующим поколениям – строговат в смысле оценки дарований своих детей. И первые работы Андрея я сначала очень строго принимал. Некоторые же восторгались им с самого начала.

Только в «Блокпосте», «72 метрах» он меня совершенно убедил, что парень вырос, стал настоящим мастером. А еще он оказался настоящим мужиком, человеком. Десять лет безвременья, в кино работы не было – а он не пропал, не озлобился. Он могилки цементные отливал, занимался извозом, шил джинсы, куртки, сумки. Не озлобился, а накапливал то, что актеру необходимо. Жизненные наблюдения.

- У вас, как у отца с сыном, были совместные любимые занятия?

- Мы с Андрюхой любили просто побеседовать. Конечно, мало встречались – жизнь, дела, заботы. Всегда любили баньку в деревне. Там, на природе, общение происходит какое-то первозданное.

- Вы друг с другом всем делились?

- Настоящие мужики никогда не говорят о своих любовных историях. Поэтому ни я не вмешивался в его дела, ни он, никогда. А когда такое начинаешь смаковать, в этом есть что-то подлое по отношению к женщине, предательское. Если мужик все про себя вываливает, сразу для меня пропадает как человек. Так же как пьяный мужик. Это как лицо потерять.

- Как сохранять хорошие отношения с близкими женщинами даже после расставания?

- Надо иметь мужество признать, что виноват не только другой человек, но и ты. Ищи в человеке хорошее. В каждом есть и дрянь, и добро. Надо уметь это увидеть и сосредоточиться на доброте.

В молодости очень сильно физиологическое влечение. Потом добавляются человеческие отношения. Когда у нас с Натальей Николаевной, прежней женой, возник вопрос развода, я сказал: «Натальинька, ты же свободный человек. Я тебя сам приучил к этому, и ты вольна поступать, как тебе надо. Но Ваня, Федя – наши дети. Мама и папа у них только мы». Сыновья же встрепенулись сразу: «Как это, мама с папой расходятся?» Я сказал: «Мужики, мы с мамой разберемся сами, но мы – ваши мама и папа. Мы вас без своего внимания не оставим, вы под нашим крылом». Это как раз и есть нормально, естественно, справедливо.

Если один другого не уважает, не считает себе равным – это одна из причин развала брака. Бывает, мужчина пытается подавить свою женщину, потому что или паразит, или считает, что он главнее. А почему? На каком основании? А если попробовать по-честному? Понять, что в отношениях каждый одинаково ценен и важен. Хотя есть мужики, сознательно становящиеся подкаблучниками. Как Мстислав Ростропович. Слава делал вид, что он абсолютно во всем согласен с женой, Галиной Вишневской: «Все, Галка. Только не надо меня трогать». Но они любили друг друга по-настоящему. И это было самое ценное.

- Не боитесь, что Наташа останется в вашей тени?

- Ее не затмить. Характер такой, что будь здоров! И эта ершистость ее мне нравится. Она талантливый человек, пишет стихи. Ей хочется и актрисой быть. Я говорю: «Ты уже актриса!» У них там новый театрик возникает на ее бывшем актерском курсе. Но они чрезмерно увлечены западной драматургией. Якобы это современнее, откровеннее, честнее. Мы часто спорим на эту тему. Я считаю, что Чехов, Пушкин еще не сыграны по-настоящему.

- Вы нередко отказываетесь от ролей. Почему?

- Когда мне предложили роль подлеца, который играет в покер на людей, у меня неожиданно вырвалась фраза: «Я не хочу ему давать свое лицо». Я не хочу давать свое лицо мерзавцам и убийцам – это отражается на моем здоровье. Вот сыграл я Черепа в «Бандитском Петербурге» – у меня инфаркт, потом роль чиновника-убийцы в фильме «Коррупция» – опять серьезный сердечный приступ. А после этого я вдруг подумал: «Ваня, а на кой хрен тебе нужны эти роли убийц? Как ты можешь отдавать себя на такое?» И Наташа меня в этом понимает и поддерживает.

- Вы понимаете друг друга, но сами не у всех нашли понимание...

- Наташа неожиданно для меня ответила на это очень просто: «Люди загнаны в определенные рамки. Они себе постоянно крылья подрезают границами, преградами». Она это ненавидит! Она вольная птица! Я ей говорю: «Так что? Тебе понравится какой-то мужик, и ты от меня убежишь?» Она отвечает: «Да на кой он мне нужен? Мне интересно не с ним, а с тобой. Ты покорил меня своим отношением к свободе, к творчеству».

- Что для вас главное в жизни?

- Гармония, мера. Когда Сократа спросили, чего бы он пожелал молодежи, его ответ был таков: «Ничего сверх меры». Поэтому, когда я беседую с Наташей, я говорю, что рамки – это как раз признак того, что меру для себя надо знать. Сам себе ставь рамки. И чувствуй – праведно ли ты живешь? И тогда у тебя не будет стрессов. Стрессы – от сознания греха. Не надо увлекаться. Я научился вовремя говорить себе: «Здесь я остановлюсь». Я всегда помню, что надо жить, а не стараться только хапать. Пушкин сказочку написал о рыбаке и рыбке. Это про всех нас. Но это только слова. Я Натальюшке говорю: главное не слова, а дела. И она все больше убеждается, что дела мои ей на пользу...

Наталья Краско: «Главное в жизни – саморазвитие»

- Наталья, о какой роли для себя мечтаете?

- Хочу сыграть сложного персонажа, неоднозначного. Чтобы он обязательно в конце изменился, стал лучше.

- То есть злодейку все-таки сыграете?

- Даже если мой герой будет отрицательной личностью, надо, чтобы он вызывал сочувствие. Даже в сказках есть обязательное сопереживание отрицательному персонажу. Мы же помним детские елки, там всегда есть момент прощения: «Детки, простим Бабу-ягу?», и все кричат: «Да!» Вот, Иван Иванович говорит, хорошая может получиться история о том, как где-нибудь в глубинке русская баба пожалела мужика никудышного и исправила своей любовью, выйдя за него замуж. Но я с ним не согласна.

- Почему?

- Потому что нельзя другого изменить. Иван мне говорит: «Ты во мне возродила жизнь, творчество». Я отвечаю, что все у нас самих в голове, и если ты сам не готов, то ничего не выйдет. Если бы Иван Иванович сам не был таким любящим, искренним и открытым, то ничего бы у нас не вышло.

- А что для вас главное в жизни?

- Саморазвитие и самовоспитание. Надо самому про себя понять, как ты далек от идеала. И уже потом, если хочешь идти дальше и расти над собой, надо действовать. Как-то я пришла на покаяние и сказала, что хочу с завтрашнего дня начать новую жизнь, а батюшка мне ответил: «Так не получится. И может не получиться ни завтра, ни через неделю». Потому что изменения в себе – это долгий и трудный процесс. Желание начать новую жизнь – это гигантский скачок, стимул, а дальше нужны действия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26919 от 23 сентября 2015

Заголовок в газете: Два петуха — пара

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру