Артем Абрамов — из тех людей, которые непременно «цепляют» собеседника: взрослой глубиной проникновения в самую суть обсуждаемого вопроса и детской веселостью; чувством юмора и спокойным мужеством; обширными и притом разносторонними познаниями и открытостью; неподдельным интересом к жизни и доброжелательностью.
Такие как он с достоинством встречают самые сильные и несправедливые удары судьбы и не ломаются под ними, а делаются лишь сильнее, добрее и мудрее. Так что решение этого слепоглухого выпускника специальной чебоксарской школы сдавать ЕГЭ на общих основаниях со зрячими и слышащими сверстниками, а затем наравне с ними поступать в ведущий вуз региона в какой-то мере закономерно — иначе он просто не мог. Впрочем, необычайную силу духа Артем, похоже, унаследовал от мамы — женщины с именем Любовь.
Детство: мама по имени Любовь
— Мой Артем — очень добрый, общительный. Со всеми находит общий язык, — рассказала «МК» Люба Абрамова. — Очень вежливый. И очень сильный духом, хотя сила эта развивалась постепенно, с возрастом. В 1-й класс Артем пошел в школу-интернат для слабовидящих детей и учился там по системе Брайля для незрячих. Учиться в самых младших классах я ему немного помогала, и, наверное, как всякая мама, стремлюсь его опекать и сейчас. Но уже в школе, едва он стал чуть старше, Артем стал стремиться все делать сам. Очень хочет быть самостоятельным.
Несмотря на недуг, у Артема много интересов. Его самые любимые занятия, по маминым словам, Интернет и телефон.
— С техникой у Артема проблем нет: наш слабовидящий знакомый поставил на компьютере и на телефоне специальную программу, которая позволяет ему пользоваться этими устройствами. Так что сын знает обо всем, что происходит в мире, за всем следит, всем интересуется. А с учителями и одноклассниками по телефону готов разговаривать часами. У них очень дружный класс, и они до сих пор созваниваются чуть ли не каждый день.
Недавно Артем приезжал в Москва, чтобы принять участие в съемках документального фильма про слепоглухих людей. А еще он всерьез занимается спортом:
— Еще со школы, с 2010–2011 годов, занимаюсь толканием ядра и даже стал чемпионом в своей возрастной группе,— хвалится мальчишка. — Планирую продолжать и теперь, в университете. Пока, правда, точно не выяснил, но очень надеюсь, что в нашем вузе есть спортивная секция этого направления: не хочется бросать спорт!
Школа: «Он все всегда хочет сделать сам»
— У Артема отличная память, — рассказывает мама. — Он легко и быстро все запоминает, причем запоминает накрепко: к примеру, пять человек могут ему продиктовать свои телефоны, а он их запомнит сразу и навсегда.
Отличные способности в сочетании с силой духа, конечно, помогли Артему получить аттестат о полном общем среднем образовании. Но это, как стало понятно из разговора с мамой, было нелегко: «После 10-го из 11 человек в классе Артема осталось всего пятеро, в том числе трое слабовидящих детей продолжили обучение по обычным учебникам, а Артем и еще одна девочка — по Брайлю».
Казалось бы, маме в такой ситуации только и остается, что на каждом углу восхвалять — и притом совершенно заслуженно — своего отпрыска. А вот Любовь ворчит, считая, что ее сын немного «недотянул», а его результаты могли бы быть и лучше:
— Вот вкалывал бы Артем, как вкалывают «ботаники», наверняка стал бы круглым отличником в школе. Но он слишком сильно отвлекался от учебы, а потому после 10-го класса у него среди «пятерок» появились две «четверки», а после 12-го — пять «четверок».
Между прочим, с какими оценками в аттестате окончишь школу ты, обычный, здоровый выпускник?
Выбор цели: «Интересовался своей будущей специальностью еще с детства»
Чем заниматься после школы, Артем решил очень рано. Причем решил самостоятельно: это будет юриспруденция. Вначале, как часто бывает в детстве, его привлекала чисто внешняя сторона: по словам мамы, любимый сериал Артема — детектив «След», все серии которого он знает чуть ли не наизусть.
Но уже в 7-м классе Артем попросил маму накупить разных юридических кодексов и стал их серьезно изучать.
— Юриспруденцию в качестве будущей специальности я выбрал очень рано, — рассказывает мальчик. — Интересовался еще с детства. Много читал, в том числе специальную литературу, знакомился с нормативной базой, изучал по книгам работу юристов за рубежом, например в Великобритании. Так что поступал на юридический факультет Чувашского государственного университета осознанно — стремился к этому. А после окончания университета думаю работать в адвокатуре: это, пожалуй, мне больше подойдет по показаниям здоровья. Впрочем, уже сейчас я всерьез подумываю о том, чтобы на 3-м курсе пройти практику в прокуратуре — посмотрим, что из этого получится.
«Я решил проверить уровень своих знаний и сдавать ЕГЭ как все»
Впрочем, прежде чем определяться с будущим местом работы, Артему предстояло поступить по выбранной специальности в вуз. И тут он сделал такое, что не по плечу очень многим, если не сказать большинству его ровесников. Имея по инвалидности полное право обойтись без ЕГЭ, парень решил, что будет сдавать все госэкзамены, необходимые для поступления в вуз, наравне с остальными выпускниками 2015 года. И пошел сначала на пробный, а затем на настоящий ЕГЭ. И написал их не в своей школе. И без поддержки своих учителей.
Единственное, чем он отличался от остальных, — заданиями, переведенными на азбуку Брайля. Чтобы их заполнить, требуется намного больше, чем при обычном письме. Но это не помешало Артему получить высокие результаты: по русскому языку — 87 баллов, истории — 91 балл, обществознанию — 58 баллов, а также «пятерку» по базовой математике. И набранных в сумме 236 баллов оказалось более чем достаточно, чтобы поступить на престижный юрфак и без квоты, выделенной для абитуриентов с проблемами здоровья.
— Почему я решил сдавать ЕГЭ вместе со всеми? — рассказывает Артем. — Чтобы после школы поступать в вуз. Конечно, я мог сдавать не Единый госэкзамен, а собеседование — наверное, это было бы проще. Но я решил проверить уровень своих знаний и вполне доволен результатом проверки: 236 баллов — это нормальный результат. Сдавать ЕГЭ в общей форме, как все, было непросто. Многое дала школа. Очень помогли репетиторы по русскому языку, истории и математике, с которыми я занимался последний год. Да и сам я как следует поработал: по истории, например, я занимался дополнительно с преподавателем всего пару месяцев — только чтобы вспомнить то, что мы проходили несколько лет назад — в 6-м, 7-м и 8-м классах. А по программам 9-го и 10-го классов готовился сам.
Примечательно, что сложнее всего, по словам Артема, ему было сдавать обществознание. Но по какой причине: «Во-первых, потому, что сам предмет непростой. А во-вторых, если сравнивать темы, которые мы в его рамках два года изучали в школе, с аналогичными предметами, которые мы теперь изучаем в университете, то университетский курс, на мой взгляд, даже проще. Возможно, из-за того, что курс школьного обществознания более поверхностный, что ли», — разъяснил он. Вот так. Не больше и не меньше.
Мои университеты
— Пока в университете мне нравится даже больше, чем в школе, — поделился Артем с «МК». — В школе за много лет все стало таким привычным, что мы друг другу чуть ли не надоели. А в старших классах все стали думать, чем заниматься после выпуска, и начали готовиться к поступлению в вузы. Какое уж тут веселье! А в университете ужасно интересно! Как раз сегодня мы обсуждали это с ребятами из нашей группы, и все согласились, что в университете очень здорово, а студенческая жизнь такая веселая! Вообще, всем, кто попал в нашу группу, очень повезло: она самая лучшая на курсе! Представьте себе: 30 человек, и никто не откалывается и не кучкуется по отдельным компаниям — мы всегда все вместе. Это так здорово!
Артем уже подружился с однокурсниками и, по словам мамы, вовсю общается с ними и после занятий по телефону и электронной почте. Они и правда хорошие ребята. Но, что гораздо важнее, вокруг Артема оказались люди, близкие ему по духу:
— Я было взяла на работе отпуск, чтобы хотя бы первое время возить Артема в университет, а потом привозить его обратно домой, — рассказала Любовь. — Живем-то мы на другом конце города, и ехать от дома на маршрутке, хоть и без пересадок, но целых 50 минут. Первые несколько дней я действительно его возила. А потом кто-то из ребят предложил Артему: попробуй ездить сам, а мы тебя здесь на остановке встретим.
И уже 7 сентября Артем впервые приехал в университет самостоятельно. Мама его посадила на маршрутку, а ребята возле университета встретили, а после занятий снова посадили на маршрутку до дома. И все отлично получилось.
— Ничего сложного здесь нет, — рассказал Артем «МК». — По сравнению со школой в университете, конечно, очень много народа. Да и здание большое. Но основные этажи, где проходят наши занятия, это 1-й и 2-й. И я там уже спокойно ориентируюсь сам.
«Надо учиться, чтобы окончить школу человеком»
Пока таких, как Артем, до обидного мало. Но хочется верить, что будет больше: во всяком случае, он сам в этом не сомневается:
— Выступая на выпускном вечере в школе, я сказал младшим ребятам: надо учиться, чтобы окончить школу человеком! Получить аттестат — это как первый пьедестал, на который мы поднимаемся в жизни, один из главных этапов, после которого можно решать, что делать дальше! Наша школа очень хорошая, очень успешная. А значит, со временем многие ребята, окончив ее, будут поступать в университет. И университету к такому развитию событий хорошо бы подготовиться заранее. Во многих зданиях нашего города давно проложены специальные полоски на полу, чтобы незрячие люди могли ориентироваться. А в университете такой адаптации для незрячих пока нет. Хорошо бы ее ввести.
Удачи тебе, Артем! Удачи всем ребятам с проблемами здоровья, которые рискнут пойти вслед за тобой, и, как ты, окажутся победителями в этой жизни!
«Мы сразу заметили, что у парня есть потенциал»
- Одно из направлений нашей работы - это поиск и поддержка талантливых слепоглухих, - рассказал «МК» президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов.- И среди обычных людей не каждый способен поступить в вуз, а среди слепоглухих - это, действительно, исключительные случаи, требующие и силы воли, и способностей. Артем попал в поле нашего зрения как участник программы медицинской диагностики - мы помогли ему с лечением, с настройкой слуховых аппаратов. И сразу заметили, что у парня есть потенциал. Привлекли юристов, которые проконсультировали его по вопросам поступления в вузы для инвалидов, курировали процесс его подготовки к экзаменам. А после поступления еще и специальный смартфон для незрячих приобрели - такие технические средства делают возможным сам процесс обучения. Есть и планы по дальнейшему сотрудничеству. Но самое главное - мы будем продолжать выстраивать систему, при которой у таких талантливых слепоглухих, как Артем, появлялась возможность учиться без помех и на равных с их зрячеслышащими сверстниками».