Врач одной из подмосковных поликлиник передал «МК» документ, который довело руководство медучреждения до специалистов всех профилей. В размноженном при помощи ксерокса и распространенном среди докторов «требовании», подписанном начальником ГУ МВД РФ по Московской области, медиков предупреждают, что впредь «в целях более экономного и эффективного расходования бюджетных средств... расходы за оказанную медицинскую помощь сотрудникам органов внутренних дел будут возмещаться организациям государственной и муниципальной системы здравоохранения в случае, если эти виды медицинской помощи не оказываются в системе МВД России, а сам случай оказания медицинской помощи несет экстренный и неотложный характер».
Документом разъясняется, что «в системе МВД Россия не оказываются следующие виды медицинской помощи: ведение беременности и родов, практически все виды высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи; при инфекционных и кожно-венерологических заболеваниях, в случаях, когда необходима изоляция, госпитализация пациента в специализированное отделение».
Во всех остальных случаях, как требуют от врачей, «оказание медицинской помощи сотрудникам внутренних дел в организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения осуществляется только на договорной (платной) основе и только по направлению МСЧ при плановом порядке ее оказания».
Что касается случаев экстренной госпитализации, то врачей обязывают незамедлительно сообщать об этом по приведенным в «требовании» телефонам «с целью скорейшего перевода госпитализированного сотрудника (при состоянии его транспортабельности) для дальнейшего лечения в условиях медицинского учреждения системы МВД России».
Прокомментировать ситуацию «МК» попросил заместителя председателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна.
— Я уверен, что аналогичные документы сейчас разосланы во всех территориях начальниками правоохранительных органов на основании указания МВД России, — считает депутат. — Безусловно, это безобразие, но в то же время нужно понимать некоторые составляющие. Дело в том, что внутри МВД России существует система оказания медицинской помощи — есть медико-санитарные части, поликлиники, госпиталя, лечение в которых проходят сотрудники, члены их семей, а также уволившиеся ветераны, у которых есть право на обслуживание и оно проводится на бесплатной основе за счет бюджета. При этом понятно, что многим сотрудникам проще пойти в поликлинику по месту жительства. Например, если заболевший человек проживает где-нибудь в Видном, то ехать в поликлинику в Балашиху или в Москву ему совсем не хочется, и его можно понять. Но есть и формальная сторона дела — нужно понять, что у руководителей, которые рассылают такие письма, есть законные основания для этого. В законе о соцгарантиях сотрудникам правоохранительных органов написано, что они имеют право на бесплатное обслуживание в ведомственных учреждениях, а при отсутствии необходимых отделений специалистов и оборудования — в обычных поликлиниках.
Но, безусловно, такие меры у личного состава никакого дополнительного рвения к работе и энтузиазма не вызовут. Это, кстати, не единичная ситуация такого характера. На сегодняшний день негласное указание отдано по всем регионам не выплачивать премиальных и не осуществлять никаких других дополнительных выплат за исключением премии, если был задержан преступник с риском для жизни сотрудников. И я боюсь, что это далеко не единственный способ экономии, который сейчас будет предпринят. Дело в том, что Минфином были доведены до МВД сведения о сокращении в 2016 году финансирования еще на 100 миллиардов рублей, а в целом Минфин предлагает до 18-го года сократить его на 320 миллиардов рублей.
А известно, что 75 процентов всех расходов МВД — это выплаты на содержание сотрудников. То есть это означает, что, к сожалению, разговоры о грядущем новом этапе сокращения личного состава МВД имеют под собой реальную почву. Насколько мне известно, уже рассматривают возможности еще одного 10-процентного сокращения, о котором будет объявлено уже в начале следующего года.
Как это будет происходить, как будет работать после этого система, на этот вопрос никто ответить не может, включая руководителей МВД. То, как сегодня проходит сокращение, это отдельная история, по нему хорошо видно, что никто всерьез не просчитывал последствия.
Мы понимаем, что МВД существует в режиме экономии бюджета, но сегодня сотрудники не получают деньги за переработку, за выходы в праздничные и выходные дни. Бедственное положение существует и с обеспечением ГСМ — горючим МВД обеспечено на 25–30 процентов, включая патрульные машины, экипажи быстрого реагирования и так далее. На примере той же Московской области, территория которой огромна, можно сказать, что сотрудники Полиция не могут сегодня выполнять свои функциональные задачи — в частности, выезжать по тревоге, потому что не хватает бензина. Доходит до того, что сотрудники вынуждены заправляться за собственный счет. И сейчас еще им говорят: вы будете лечиться только у нас или платно. При этом не факт, что медицинская помощь в медучреждениях МВД надлежащего качества. То есть реально врачи физически не справятся сейчас с наплывом пациентов. Но формально, с точки зрения закона, начальство право.
Мы столкнемся с тем, что сотрудников полиции будут по «скорой» доставлять в больницы по месту жительства, которые дальше должны будут выставлять счет МВД, а МВД не будет эти счета оплачивать. И в итоге «скорые» просто не будут приезжать за сотрудниками. И, если не дай бог, кто-то из них погибнет из-за неоказания своевременной помощи, вся ответственность будет лежать на руководстве МВД, потому что этой проблемой нужно было заниматься давно и системно, а этого никто не делал.