Карикатура, которую сейчас активно обсуждают не только во французских, но даже в российских соцсетях, состоит из двух частей. На первой картинке изображен идущий по воде Иисус Христос, рядом с которым тонет ребенок — из воды торчат только его ноги. Надпись к карикатуре гласит: «Христиане ходят по воде, а мусульманские дети тонут».
Во втором сюжете в центре картины на пляже лежит утонувший ребенок. Малыш изображен в той же позе, что и трехлетний сириец Айлан, фотография которого облетела весь мир. Рисунок подписан коротко: «Так близко к цели».
Выход очередных карикатур на столь болезненную тему пользователей интернета вывел из себя.
«Ну и где теперь ваши таблички «Я — Шарли»?» - примерно такими комментариями сопровождается обсуждение данной темы во французском интернете.
Напомним, в январе этого года журнал опубликовал карикатуры на пророка Мухаммеда, после чего на редакцию было совершено вооруженной нападение, погибли 12 человек. После этой трагедии был придуман слоган «Я — Шарли». Люди ставили его на аватарки в социальных сетях, выходили с табличками на улицы. Таким образом народ хотел напомнить о свободе слова в Европе.
Сразу после разразившегося вокруг новых карикатур Charlie Hebdo скандала автор рисунков, карикатурист Эммануэль Шоню в интервью Le Figaro попытался уверить журналистов, что люди просто не так поняли его иронию.
- Вы опубликовали рисунок с образом маленького Айлана, который вызвал шквал критики. Что вы хотели сказать своей карикатурой?
- Сейчас дети пошли в школу после каникул. Полно репортажей о детском стрессе, о хлопотах родителей и прочая. Фотография Айлана вызывает цунами эмоций и погружает нас в море тревог. Своим рисунком я хотел почтить память погибшего мальчика. У нас дети идут в школу - а там они оказываются на войне.
- Удивила ли вас враждебность комментариев?
- Очень. Люди реагируют, даже не дав себе труда поразмыслить над сутью рисунка.
- И какой вывод вы можете сделать о состоянии французского общества?
- Не только французского - это общий дух времени. Пора проанализировать, что творится в соцсетях, что можно противопоставить этой сетевой диарее. Люди мгновенно на все реагируют, не осмысливая происходящее. Карикатура - как и все художественные произведения - требует определенного уровня образования у публики. Без культуры нет карикатур.
Но почему если в первом случае люди поддерживали журналистов издания, они начали так негодовать сейчас? Что изменилось за это время? «МК» попытался разобраться в этом вместе с социальным психологом Алексеем Рощиным.
- Сейчас меняется сама общественная атмосфера в Европе. И отношение к подобным карикатурам на этой волне тоже меняется. До последнего времени в Европе складывалась ситуация, которую знаменитый футуролог Фукуяма назвал концом истории. Европа до последнего момента пребывала в ощущении, что история прекратилась, что создана максимально идеальная цивилизация, в которое все работает на общее благо и никаких дальнейших изменений ожидать не приходится. Собственно, и сами эти карикатуристы - порождение того же века расслабленности и самоуспокоения. Ведь что такое подобные острые карикатуры? Это агрессия в форме юмора, люди не хотят жить в таком благостном киселе, они показывают, что недовольны, с помощью острых рисунков.
Но последние события, связанные с миграционным кризисом, показали, что история продолжает строиться прямо на глазах европейцев, что буквально сейчас произошел серьезный слом в настроениях, это называется фазовым переломом. Европейцы вдруг ощутили себя не жителями Эдема, а персонажами постоянно идущей драмы. А если ты ощущаешь себя героем происходящего, отношение ко всем эпатажным выходкам, шуткам на тему смерти сразу меняется.
- На ваш взгляд нет ли в этом продолжении шутить на скользкую тему ислама материального аспекта? Ведь после выхода того номера с карикатурами на Мухаммеда, выпуск несколько раз переиздавался?
- Конечно, в выпуске новых карикатур, которые, понятное дело, затронут людей, есть и толика коммерческого расчета. Но не он здесь главный. Надо понимать, что деятельность такого рода карикатуристов — это все же высказывание их мировоззренческой позиции. Они не хотят заработать много денег — они хотят плюнуть в лицо обществу. Их питает энергия этого плевка, а не материальная выгода.
Читайте материал: Карикатуристы «Шарли Эбдо» посмеялись над жертвами крушения «Боинга»