До конца года заработает народная экспертиза школьных учебников

К поиску ошибок в учебной литературе подключат население

Как уверяют в Минобрнауки, новые правила экспертизы школьных учебников и пособий «кардинально меняют систему допуска к учебному процессу учебной литературы, делая этот перечень надежным инструментом для учителя, и формируя прозрачные механизмы отбора». Однако эксперты, как подтверждает обсуждение в Общественной палате, думают иначе.

О ситуации и о том, как ее улучшить, «МК» рассказал член комиссии Общественной палаты по развитию науки и образования Роман ДОЩИНСКИЙ.

К поиску ошибок в учебной литературе подключат население

- Тема недавнего онлайн-совещания в Общественной палате звучала так: «Школьный учебник — предмет для спора или игра интересов?» Что же, новые правила формирования Федерального перечня учебников не улучшили ситуации?

- Каждый раз, принимая решение об исключении или включении учебников в Федеральный перечень, Минобрнауки берет на себя большую ответственность. Общество должно понимать, почему оно принято. Сейчас же совершенно неясно, почему из перечня ушли неплохие учебники, к примеру, по математике и русскому языку. И это при том, что по многим из них занимались до 10% школьников.

- Верно ли я поняла, что исключение прошло с нарушениями?

- Юридические формальности были соблюдены, но вопросы остались. Скажем, почему, один из учебников для 2 класса вывели из перечня заключив, что там «не продумана система самооценки учащихся». Согласитесь, это слишком общая характеристика, чтобы делать «оргвыводы»! В то же время издание с фактической ошибкой — картинкой, где перепутаны цвета национального флага Россия — осталось в перечне. Но, главное, смущает ситуация в целом. Лишь в 2014 году было принято официальное решение, какие учебники войдут в Федеральный перечень. Его подтвердили эксперты и сразу две академии наук — РАН и РАО. А в 2015 году, причем, не меняя правил, новые эксперты заявили: нет, то решение было неправильным, и в перечень войдут другие учебники. Это же чистая дискредитация и властей, и науки! А некоторые издательства по этому поводу сейчас судятся.

- Злые языки поговаривают о коррупции...

- Коррупционная составляющая, действительно, очень велика. А подпитывает ее возможность по-разному трактовать законы. С одной стороны, законодательство оставляет выбор учебника за школой. С другой, процесс закупки в регионах централизован, и сплошь и рядом выходит, что школа подает заявки на одни книги, а получает совсем другие: крупные издательства «пробивают» закупки не того, что хотят школы, а того что «надо», оказывая сильнейшее давление, в том числе и на экспертов. По закону, кстати, право выбора учебника закреплено и за учителем. Но это еще дальше от реальной жизни... И вся эта игра интересов происходит из-за присутствия в законе нечетких, непроработанных положений, а также вследствие того, что создание учебников перестало быть государственной задачей. Одно время издательства вообще сами подбирали экспертов и сами же оплачивали их работу. Догадайтесь с трех раз: может ли такой эксперт дать отрицательное заключение на учебник данного издательства?! Правда, затем министерство запретило эту практику и взяло оплату экспертизы на себя.

- Какие еще проблемы обсуждались на совещании?

- Например, говорилось о том, как сложно проникнуть в Федеральный перечень региональным учебникам. Или о том, что происходит в Федеральном перечне с учебниками по истории. После введения дополнительной экспертизы на соответствие историко-культурному стандарту, там осталось всего три линейки. Конечно, сотни учебников по истории нашей школе не нужны. Но все же сокращение официального перечня не должно быть самоцелью!

- Что решили делать со всеми этими проблемами?

- Установить контроль общественности над процессом!

- Неужто еще одна экспертиза?!

- Да - ввести народную экспертизу учебников. Суть идеи — открыть соответствующую страницу на сайте министерского Научно-методического совета по учебникам, где на страничке каждого учебника из Федерального перечня любой желающий — родители, учителя или учащиеся — смогут высказать свое мнение или вывесить скан страницы с найденной ошибкой или другой несообразностью.

- Думаете, официальные структуры согласятся с этим предложением?

- Уже согласились, и народная экспертиза учебников заработает до конца этого года. Ответственный секретарь Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки Ирина Ланкина ведет консультации о технических деталях запуска такой системы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26905 от 7 сентября 2015

Заголовок в газете: Учебники подвергнут народной экспертизе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру