Школа с шестью учениками
Семья москвички Александры Артюшковой — не из рядовых. Более четверти века преподаватель фортепьяно Александра замужем за известным физиком Евгением Артюшковым. Причем разница в возрасте у них составляет 30 лет! В семье шестеро детей — 23-летний Серафим, 20-летняя Лиза, 16-летний Андрей, 12-летняя Василиса, Дима, которому десять, и Таисия — ей шесть. Артюшковы — активные сторонники семейного обучения: они уверены, что такой формат объединяет семью, возникает преемственность от родителей.
А вот первое сентября семейство Артюшковых встречает в деревне в Ивановской области — в московскую квартиру они не спешат. С началом учебного года детей поздравляет мама — она же зовет их на урок, который ведет сама.
— Мы изначально решили, что наши дети будут на семейном обучении, — рассказывает Александра. — Когда старшему, Серафиму, в 1999 году пришла пора идти в школу, он уже умел ВСЕ — читать, считать, петь, играл на рояле, и я планировала, что он и дальше будет заниматься музыкой. Знакомая учительница предложила мне: найди ему школу, где можно просто сдавать экзамены, обучаясь дома! Мы пошли в управу и узнали, что существует законная система семейного обучения. Дети поступают в школу, а потом родители пишут заявление о переводе на семейную форму — ребенок не ходит в школу, а только пишет там контрольные и сдает экзамены. У Серафима в музыкалке были сплошные фестивали, концерты; в обычной школе пришлось бы выбирать — учеба или музыка. Когда через три года пошла в школу Лиза, мы оформили тот же формат учебы, поскольку она серьезно занималась игрой на скрипке… Наши дети отлично сдают все экзамены и поступают в институты. Я — музыкант, муж — физик, а дочка Лиза, к примеру, поступила на истфак в МГУ — это к вопросу о якобы «узкой специализации» домашнего обучения в сфере родительских профессиональных склонностей!
— Приходится ли будить ваш «мини-класс» утром — или вы даете им выспаться?
— Не бужу. У нас подъем — восемь, начало девятого, график есть, но без фанатизма.
— Сложно находить время на обучение шестерых детей?
— Безусловно, в идеале кто-то из родителей должен не работать или иметь работу типа эпизодических частных уроков, как у меня. Если вы ставите цель воспитать достойное поколение, то, понятно, чем-то нужно пожертвовать.
— Что вам не нравится в современной школе — помимо отсутствия у детей времени на серьезные занятия музыкой?
— Многие родители не знают, что происходит в школах, — ведь туда сейчас взрослых не пускают. Родители, которые учат детей дома, могут приходить с ними в школу на экзамены и зачеты — и видят поведение и общение современных детей. На переменках стоит трехэтажный мат, мальчики дерутся, затаскивают девчонок за косы в мужской туалет, дежурных на этаже нет, никто ни за чем не следит… У меня, правда, все дети занимаются спортом, я не слишком опасаюсь за них чисто физически, но уверена, что в плане образования и воспитания я больше дам им дома.
— Сегодня школы вполне заслуженно хвалятся современным оборудованием — мультимедийными досками, электронными микроскопами и прочим хайтеком. А вы от этого отказываетесь, по сути...
— Учебники мы от школы все необходимые получаем, при необходимости приобретаем дополнительные пособия, в том числе мультимедийные, пользуемся проектом «Инфо-урок», а если нужно усилить какое-то направление, то иногда привлекаем репетиторов или отправляем детей на курсы. Вот, скажем, глубоких специалистов по английскому в семье нет, и когда старшая дочь пожелала заняться иностранным языком усиленно, мы отдали ее на курсы английского. Также нет проблем поехать со школой на какую-то экскурсию или олимпиаду — дети участвовали в городских и общероссийских олимпиадах очень успешно.
— Одна из претензий к семейному образованию — сужение круга общения детей, отсутствие встреч со сверстниками…
— Что вы! У нас этого общения — в избытке: многочисленные секции, кружки и «музыкалки», походы и лагеря, ребята постоянно ходят в гости к друзьям и к нам приглашают. С коммуникацией в обществе у детей нет проблем.
— Как проводите лето с «классом»?
— У меня есть деревенский дом в Ивановской области — там сейчас самый сезон, тепло, ягоды, грибы… В случае обычной школы к первому сентября нам нужно было бы кровь из носу возвращаться в город — мы же спокойно берем учебники, и дети занимаются на природе. Возвращаемся в Москву в конце октября, когда уже выпадает снег… Можем пораньше уехать и весной — график гибкий.
— Какое ваше главное хобби?
— Главное, наверное, музыка. У нас все поющие и играющие на разных инструментах, мы постоянно выступаем на концертах в воскресной школе, и как-то нам батюшка-настоятель предложил записать альбом. Мы выпустили любительский диск под названием «Дети, цветы и птицы». Диск оказался нарасхват, после чего мы записали альбомы «День, нам дарованный не зря» и «Я выбираю небеса». Последний альбом — это лирические песни на стихи священника Всеволода Филипьева; мы очень любим в семье этого поэта, и, когда нам удалось познакомиться с ним лично, он сказал, что из всех исполнителей на его стихи наши песни его тронули сильнее всего!
При этом у детей есть и личные увлечения: мальчишки ходят в военно-патриотическую школу «Базальт», у них там и разборка оружия, и полосы препятствий — полезно для подготовки к армии. В футбол играют за местную районную команду «Сокол», в шахматы сражаются. Девчонки у меня увлекаются разным рукоделием — оригами, цветы из валяной шерсти; очень любят разные заготовки и кулинарию: сушим ягоды и травы, варим варенье, делаем ферментированный иван-чай, экзотику разную типа цукатов из тыквы… А все друзья, когда приходят к нам, спрашивают про наше фирменное блюдо — пудинг на семечках льна!
«Учите — но за свой счет!»
Еще недавно государство всерьез поддерживало семьи, обучающие детей дома: им не чинилось никаких препятствий и даже выделялось неплохое финансирование. Ребенок начальных классов обходится бюджету в 85 тысяч рублей в год, средних классов — в 107 тысяч в год, старшеклассник — в 110–113 тысяч. Это так называемый «годовой норматив», который вместо школы получали родители детей, выбравших домашнюю систему обучения. Плюс, поскольку многодетная семья получает по закону бесплатное питание из расчета 142 рубля в учебный день в младших классах и 151 рубль — в старших, питание также компенсировалось. Это немного, но такие компенсации были хорошим подспорьем семьям, в особенности многочисленным, говорит Александра:
— Семейное обучение при отличной результативной статистике еще и являлось доходом многих многодетных мам в Москве — не секрет, что многодетной женщине очень сложно устроиться на работу, да и не слишком это правильно: все же, родив четверых, пятерых и более детей, предполагается, что мама планирует им себя посвятить полностью.
Однако со вступлением в силу нового Закона «Об образовании» семейное обучение начали потихоньку душить финансово: то в одной, то в другой школе стали задерживать выплаты, где-то — годовой норматив, где-то — питание, где-то — и то и другое; сперва временно, а потом и постоянно. Если раньше компенсация родителям была обязанностью системы образования, то по новому закону она стала… добровольной. Не сочтет школа необходимым — денег не будет. Семейный формат обучения никуда не делся ни из Конституции, ни из пресловутого Закона «Об образовании», но финансовая поддержка исчезла. Хотите учить сами — пожалуйста, но за счет собственных сил и средств. В итоге в этом году суды захлестнули заявления от сотен московских «домашников», которые пытаются получить причитающиеся им действующим законом Москвы деньги.
Домашние детские сады, надо сказать, не испытывают такого давления, как домашние школы, — садики по-прежнему поощряются. Маме, которая содержит в Москве «квартирный садик» на несколько детишек, начисляется трудовой стаж, зарплата воспитателя — около 50 тысяч рублей, оплачиваемый отпуск, оплачиваемый декрет, компенсация за питание. Но это касается только дошкольного воспитания — родителям же, самостоятельно обучающим своих детей-школьников, не положено ничего из этого списка, кроме годового норматива и компенсации питания, — ни зарплаты, ни стажа... Причина проста: в Москве мест в детских садах все еще не хватает, и система образования заинтересована в «частниках». Плюс многодетные имеют право отдать детей в садик без очереди, и, исключаясь из этого списка очередников, они здорово его разгружают.
А вот в школах с местами все более-менее в порядке, и домашнее обучение стало бельмом на глазу у официальной системы. Получается, что семейство вроде четы Артюшковых «отнимает» у школы ежегодно почти полмиллиона рублей — если, скажем, одновременно обучаются по общеобразовательной программе пятеро детей.
Почему «травят» домашнее образование?
У школ сейчас подушевое финансирование, и деньги «домашников» проходят мимо их кассы. Ребенок числится в школе, но деньги получают родители. Вот и нагнетается обстановка, выдумываются страшилки про родителей-алкоголиков, которые, выбрав домашнее обучение, пропивают выделяемые средства. Хотя в сообществе нескольких тысяч московских «домашников» не припомнят случаев, когда алкоголики шли бы на столь мудреные схемы…
Другой неприятный момент состоит в том, что «домашники» в некоторой степени «дискредитируют» классическую школу — вернее, систему подготовки учителей. Педагогов учат в вузах, постоянно переквалифицируют, делят на какие-то категории, стимулируя «карьерный рост», заставляют писать тонны отчетов, якобы улучшающих результаты школьников… А к родителям, обучающим детей самостоятельно, таких требований по закону нет, как ни странно! Вообще нет никаких требований — ни педобразования, ничего! Когда дети в таких семьях сдают ЕГЭ на «отлично» и поступают в МГУ на бюджетные факультеты, как, скажем, старшие отпрыски семьи Артюшковых, департаментам образования становится неуютно…
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:
— Домашнее образование — нечасто встречающееся в Россия явление, поскольку позволить его себе могут только многодетные мамы, отдающие все время воспитанию детей, или достаточно обеспеченные люди, которые готовы нанимать для ребенка несколько педагогов по разным предметам, — говорит Роман Дощанский, один из руководителей общероссийской «Ассоциации учителей литературы и русского языка» и член Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты:
— На родителях же, которые преподают детям сами, лежит большая ответственность — ведь если класса до шестого образованный человек может преподать всю школьную программу, то в старших классах он должен быть весьма разносторонним специалистом, что встречается крайне редко. В противном случае родителям приходится в 6–7-м классах все-таки отдавать ребенка в общеобразовательную районную школу, а в таком возрасте социализация в незнакомом коллективе вызывает нешуточный стресс и проблемы.