Еще несколько лет назад люди, перенесшие лечение от рака, ставили крест на возможности обзавестись потомством. Сегодня все изменилось: молодые пациенты могут сохранить свои яйцеклетки или сперматозоиды до начала химио- или лучевой терапии. А 25 августа в России да и во всем мире родился первый ребенок, появившийся на свет благодаря совершенно новой технологии.
Евгении из подмосковного Селятина всего 28 лет, однако она уже успела перенести немало испытаний. В 2010 году у нее диагностировали рак щитовидной железы четвертой стадии. Ей провели операцию, а впоследствии назначили терапию радиоактивным йодом в высоких дозах. Лечение помогло, но привело к истощению яичников и развитию аменореи (прекращению менструаций). Еще несколько лет назад это означало бы бесплодие на всю жизнь. У части онкопациентов после комплексного лечения развивается истощение яичников, и, к сожалению, вылеченные от рака в будущем не могут иметь детей. И несколько лет назад онкологи решили начать помогать такой категории пациентов.
Врачи понимали, что помочь таким пациентам после лечения могут только вспомогательные репродуктивные технологии. Однако появилось неожиданное препятствие: оказывается, есть устаревший приказ Минздрава, запрещающий использовать ВРТ у пациентов, имеющих в анамнезе диагноз «рак». Получается, что они фактически были лишены права обзаводиться потомством. Врачи радиологического центра решили изменить ситуацию — благодаря их усилиям и при поддержке отраслевого министерства приказ был изменен. И теперь вопрос об использовании ВРТ решает врач-онколог.
Кроме того, врачи получили разрешение на проведение исследований репродуктивного здоровья у онкобольных. В 2009 году был создан Центр репродукции онкобольных и первый в России криобанк генетического материала пациентов с диагнозом «рак».
Тем временем в мире уже начали проводить таким пациентам пересадку яичниковой ткани — рак, увы, помолодел. Ученые поняли, что единственный способ помогать таким больным в реализации репродуктивной функции — забирать у них генетический материал (яйцеклетки, сперму) до начала лечения. Но, к сожалению, получить яйцеклетки у женщин с таким диагнозом удается не всегда — опухоль оказывает иммуносупрессивное действие на человека. Однако исследования показали, что в качестве генетического материала подойдет и яичниковая ткань. «Такие биоптаты сегодня берутся или до, или во время хирургического лечения по поводу рака у большинства пациентов, которым предстоит агрессивная химиотерапия или радиойодтерапия», — рассказывает Марина Викторовна Киселева, заслуженный работник здравоохранения, руководитель отделения новых медицинских технологий Национального медицинского исследовательского радиологического центра.
При этом во всем мире пока освоили только путь медленной заморозки яичниковой ткани — быстрая ни у кого не получилась. Кстати, с помощью медленной заморозки в мире рождено уже около 50 детей. А вот в России родился первый в мире ребенок, рожденный посредством использования яичниковой ткани, замороженной быстро, — да-да, наши ученые запатентовали эту уникальную технологию. «Благодаря шоковой заморозке живая ткань не находится без питания длительное время, а чем меньше клетки находятся в чужеродной среде, тем активнее их можно использовать. Мы очень надеемся, что этот метод будет более прогрессивным, но мы ученые и должны еще набрать материал. Кроме того, мы не исключаем, что методы быстрой и медленной заморозки можно будет комбинировать», — рассказал «МК» руководитель Национального медицинского исследовательского радиологического центра Андрей Каприн.
Перед началом лечения врачи предложили Евгении криоконсервировать яичниковую ткань новым способом. Евгения согласилась. И вот к концу третьего года наблюдения у женщины восстановились менструации, и онкологи дали ей «добро» на реализацию репродуктивной функции. Для чего в яичники пациентки трансплантировали ее собственную неповрежденную яичниковую ткань. Гормональной стимуляции не применялось, оплодотворение произошло, как рассказывает Марина Киселева, в натуральном цикле. Из четырех полученных в пробирке эмбрионов женщине перенесли два (остальные два заморозили), в результате развилась одноплодная беременность. И во вторник, 25 августа, у Жени родился сын Федор ростом 52 см и весом в 3400 г.
...Сегодня в криобанке Центра репродукции онкобольных — 1400 образцов генетического материала пациентов. Ученые не сомневаются в том, что разработанная ими технология будет востребована. «Каждый год в России мы выявляем полмиллиона новых онкозаболеваний. Из них в ранних стадиях — примерно 39–45%, а из них примерно 30% — у молодых людей. И у 15–20% из них есть потребность обзавестись потомством. К счастью, сегодня наука может предоставить им такую возможность», — говорит профессор Каприн.