О произошедшем в своём фейсбуке написал Дмитрий Браткин. По его словам, барельеф с демоном сбил некий рабочий 26 августа в 15:00. Также он отмечает, что за пару дней до того на строящемся напротив храме Ксении Блаженной поставили крест. За день до инцидента около дома Лишневского "ходили какие-то бодрые люди и фотографировали фасад с Мефистофелем". "Привет ИГИЛУ", — заключает Браткин.
Спустя несколько часов фотографии "до" и "после" на своей странице в Facebook разместил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от Партия "Яблоко" "Яблоко" Александр Кобринский.
Хозяин квартиры, над которой располагался барельеф, Кирилл Алексеев рассказал "Новой газете", что встретил рабочих ещё утром. По словам Алексеева, они ни представились, ни сказали, от кого. При этом попросили отодвинуть машины, чтобы обстучать фасад здания — якобы "проверить, как держится штукатурка". После обеда житель дома вернулся в здание и обнаружил, что Мефистофеля нет — рабочие заверили Алексеева, что барельеф восстановят из гипса. "Из того, как они это сказали, могу заключить, что случившееся – спланированная акция", — сказал Кирилл Алексеев.
Вечером того же дня депутат Кобринский подал в Полиция Санкт-Петербург заявление о возбуждении дела по статье 243 УК РФ (Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия), пишет газета.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) северной столицы не был уведомлён о снятии барельефа. Сегодня он опубликовал пресс-релиз по поводу инцидента. В нём комитет сообщил о том, что "зафиксировал факт утраты предмета охраны" и направил в полицию просьбу о расследовании происшествия.
Пресс-служба управления МВД Россия по Санкт-Петербургу сообщила, что уже начала проверку по факту исчезновения Мефистофеля.
Доходный дом архитектора А.Л. Лишневского был построен в 1910-1911 годах по его собственному проекту. В Санкт-Петербурге он известен как "Дом с Мефистофелем" благодаря барельефу с изображением демона. Сам дом признан объектом культурного наследия, а памятник отнесён к предмету охраны, представляющему особую историческую ценность.
Внучка архитектора Елена Турковская написала в своём фейсбуке, что возмущена произошедшем. "У меня сейчас такое чувство, как-будто покалечили моего близкого и любимого родственника! Александр Львович всегда говорил, что его дома-его дети и отказался в 1917 эммигрировать как не просила его супруга!", — сокрушается Турковская.
Напротив "дома с Мефистофелем" уже несколько лет строится церковь во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской. Храм начали возводить в 2010 году, но через год работы приостановились. Недавно строительство возобновили — в марте 2015 года церковь уже достроили до куполов.
Хотя в сети высказывают подозрения, прямая связь со строительством храма пока не доказана. При этом совсем недавно фанатичные приверженцы православия уже показали, что не пренебрегают вандализмом. В частности, пару недель известный "православный активист" Дмитрий Цорионов ("Энтео") вместе с соратниками по "Божьей воле" напал на экспонаты выставки скульпторов из "советского андерграунда" на Манеже "Скульптуры, которых мы не видим".
Вчера на этой же выставке случился очередной инцидент. В этот раз уже обычные её посетители — некие мужчина и женщина — сорвали одну из работ Вадима Сидура. Насколько их поступок связан с православием, неясно. Тем более, что лидер "Божьей воли" отрицает причастность к новому происшествию.