Ангелы вандализма: средневековые выходки отвлекают россиян от курса рубля

Мефистофель призван спасти лицо России?

Мефистофель призван спасти лицо России?
Фото: facebook.com/Николай Зыков

Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить. Этот афоризм немецкого публициста Вильгельма Швебеля как нельзя актуален в последнее время. Свидетельство тому — события 26 августа. В этот день случилось два акта вандализма — в Петербурге и в Москве. Оба, похоже, дело рук так называемых православных активистов.

Первое происшествие случилось в центральном Манеже. Не успел музей оправиться от недавнего нападения (14 августа) представителей «Божьей воли», как на него свалилось еще одно. На выставке советского нонконформизма «Скульптуры, которых мы не видим», двое неизвестных (мужчина и женщина) с криком: «Сейчас мы вас разгромим!» — попытались уничтожить работу Вадима Сидура из известной серии линогравюр «101». Собственно, эта же серия и 14 августа испытала на себе гнев тех, кто прикрывается Божьей волей.

Тут стоит сделать отступление, чтобы рассказать о выставке и фигуре скульптора Вадима Сидура. Сама его судьба и творчество красноречивее любых умозаключений говорит о парадоксальности ситуации.

Когда Сидуру было девятнадцать, в 1944 году, его тяжело ранил немецкий снайпер. «Вместо лица сплошная рана, одно мясо», — вспоминала потом Саша Крюкова, девушка 18 лет, которая спасла будущего скульптора. Пуля выбила все зубы, почти отсекла корень языка и образовала большую дыру в нижней челюсти. Сидур чудом выжил. Второй шанс использовал, чтобы противостоять насилию. Естественно, самым мирным способом, какой возможно придумать, — с помощью искусства. Закончил Строгановку, работал не ради славы (его, невыездного, никогда и не выставляли в Стране Советов), а на совесть. Его почитают за новаторство в скульптуре.

И вот что удивительно: в СССР его творчество заклеймили как формализм, а в послевоенной Германии его поняли и приняли. Там прошло около 30 его выставок, а в Касселе установили памятник «Погибшим от насилия». На родине оценили Сидура только после его смерти, в 1989 году, — тогда открылся маленький музей его имени на границе районов Перово и Новогиреево. Последние несколько лет он был закрыт. И вот после обращения 150 деятелей культуры Германии и России в Департамент культуры города начался ремонт здания —заработал вновь.

В июне 2015-го на фестивале «Интермузей» команда музея Сидура, который входит в МВО «Манеж», представила концепцию развития пространства. А в августе устроила выставку Вадима Сидура и его друзей и сподвижников из группы ЛеСС (Владимир Лемпорт, Николай Силис), дополнив их работами современных художников. Ее организовали, чтобы привлечь внимание к искусству авангардистов, которых не показывали в советское время, и к фигуре самого скульптора, поэта и писателя, который всем своим творчеством пытался противостоять насилию. И вот результат. Сам Сидур, точнее, его искусство испытало двойную агрессию. Спустя почти три десятка лет после его смерти. Что тут сказать? Уроки истории прошли, как ни печально, даром.

Повторному нападению подвергся один из сюжетов, посвященный Иисусу Христу. Совершенно не канонический. Но наглядно показывающий жертву сына Божьего. Серия «101» — как и все творчество Сидура, человека, между прочим, верующего, — это призыв к миру. Добавим, что Сидур создавал его в то время, когда церковь была, так же как и искусство авангардистов, в андеграунде. Однако это противоядие злу, насилию, агрессии не действует. Даже несмотря на призывы (к сожалению, недостаточно громкие и действенные) официальных представителей православной церкви.

Протоиерей Всеволод Чаплин, говоря об организации «Божья воля», в частности, отметил: «Любые действия должны быть мирными, не агрессивными». И еще: «Никогда православный христианин не должен обозначать свою позицию так, чтобы это отвлекало и отталкивало людей от церкви». Слова не были услышаны.

Тем временем еще один инцидент произошел в Петербурге. Неизвестный в форме рабочего свесился с крыши и кувалдой сбил скульптуру Мефистофеля, украшавшую фронтон шестиэтажного здания 1910 года постройки. Напротив особняка Лишневского на Лахтинской улице, в народе прозванного «Дом с Мефистофелем», строится храм Святой Блаженной Ксении Петербургской, а на днях около него установили крест.

Оказалось, что сей акт вандализма — дело рук «Казаков Санкт-Петербург». Именно они взяли на себя ответственность за «низвержение» демона. Лидер организации Денис Горчин объяснил «Фонтанке.ру» действия казаков религиозными мотивами: «Дьявола с дома на Петроградке сбили мы. Он стал достопримечательностью... Такой казус — напротив церкви висит фигура дьявола, которая не дает установить крест. Нас возмущало, что эта ужасная легенда стала приманкой туристов, гордостью, получается открытое поклонение сатане».

«Уничтожитель дьявола» скрылся с места происшествия. Когда его найдут, то, как обещает на своей страничке в соцсети депутат законодательного собрания Александр Кобринский, ему предъявят обвинение по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия» (ст. 243 УК РФ), которая предполагает наказание от штрафа в размере до 3 млн рублей до лишения свободы на тот же срок.

Лидер организации, громогласно названной «Божья воля», Дмитрий Энтео (Цорионов) не упустил случая, чтобы высказаться на сей счет. Он заявил, что барельеф разбил не человек, а ангел — «по молитвам общины будущего храма» святой Ксении Петербургской. А уничтожение демона, по его мнению, — «здоровое проявление гражданского общества». Парадоксальное заявление. Даже на грани бреда. Впрочем, чего еще ожидать от человека, который уверен, что — цитирую — «нет ни одного реального свидетельства в пользу вращения Земли. Только пропаганда, которая со школьной скамьи формирует мировоззрение».

А ведь самое печальное, что средневековые выходки (которые, на минуточку, преследуются по закону) привлекают больше внимания, чем реальные проблемы. Почему мы так же громко не дискутируем хотя бы о необходимости строительства школ, детсадов, ремонте ветхих домов, дорог?.. Это все скучно, да? Или как раз молчание о важном ведет к такому мракобесию?

 

Повторное нападение на выставку в Манеже закончилось задержанием

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26897 от 28 августа 2015

Заголовок в газете: Ангелы вандализма

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру