Из князей в грязь: как москвич стал фермером

Как грамотно сменить благополучное столичное существование на полную деревенских забот жизнь фермера?

В свои 27 лет Илья Кутарин — глава подмосковного фермерского хозяйства. Вместе с женой Светланой ему удалось практически невозможное: отказавшись от всех благ жизни в столице, с нуля, не имея никакой поддержки со стороны государства, они за три года создали пусть маленький, но удивительно душевный бизнес. О том, как им это удалось и как простому москвичу стать настоящим фермером, — в материале «МК».

Как грамотно сменить благополучное столичное существование на полную деревенских забот жизнь фермера?
Своих питомиц Илья Кутарин кормит буквально с рук.

Хлев вместо офиса

Сегодня ферма Кутариных варит на заказ сыры из козьего молока. Те самые, что раньше в магазинах стоили баснословных денег, а теперь и вовсе пропадают под гусеницами бульдозеров на приграничных мусорных полигонах. Из «санкционных» сыров в арсенале Кутариных пока три сорта: моцарелла, качотта с травами и фета. И еще три из тех, что пока не пропали с полок супермаркетов: сулугуни, адыгейский и брынза. Правда, по вкусу их с магазинными даже сравнивать нельзя.

— Мы с женой варим крафтовый сыр, — говорит Илья Кутарин. — Это как крафтовое пиво или ремесленный шоколад. То есть продукт ручной работы. Такой продукт, каким он подразумевался изначально. Только молоко, закваска и сычужный фермент. Дико модное нынче явление! И очень полезное, разумеется.

Еще в ассортименте семейных фермеров — домашние куриные яйца, сыворотка, недавно освоили козий творог. Удивительный: рассыпчатый, жирненький, ароматный. Добавить к нему любую свежую ягоду — и только и следи, чтоб не проглотить язык. Ну и, конечно же, основа основ для любой молочной фермы — свежее козье молоко. Без запаха, что редкость.

Распорядок дня молодых фермеров — это настоящая проверка на прочность для городского жителя. Будильниками здесь не пользуются: встают с петухами, если не раньше. Едва продрав глаза, отправляются хлопотать вокруг живности. Пока Света доит коз, Илья орудует вилами, прибирая за рогатыми подопечными навоз. Потом все, что блеет, кудахчет и мычит, полагается покормить, напоить и отправить на выгул. Прогулки на пастбище минимум дважды в день. Ну а в перерывах между ними начинается настоящее таинство — варка сыров.

При взгляде на Кутариных создается упорное впечатление, что эти люди жили деревней всегда, из поколения в поколение. Уж слишком органично они вписываются в простой пейзаж сельского Подмосковья.

Но на самом деле всего каких-то три года назад Илья и Светлана были обычной молодой московской семьей. Нет, скорее так: среднестатистической московской семьей. Оба — экономисты (ну а кем еще быть, это же Москва!) по образованию. Он — банковский клерк, она — сотрудница телекоммуникационной компании. Ему 24, ей 22. С понедельника по четверг — жесткий дресс-код, пятница — джинсовый день. Подъем — в семь утра, отбой... ну, как получится. Жилплощадью обеспечены, об ипотеке знают если только понаслышке.

Чего еще в таком возрасте желать? Квартира есть, карьера — будет. Но чете Кутариных такой покой был, как говорится, не по карману.

— В 2013 году у нас должен был родиться ребенок, и мы задумались над тем, где он проведет детство, чем будет питаться и каким воздухом дышать, — рассказывает Илья Кутарин.

Такие мысли — нормальное дело для будущих родителей. Но если большинство останавливаются на тщательном выборе продуктов в супермаркете, чтобы без усилителей вкуса и красителей, то Кутарины решили от прежней жизни камня на камне не оставить. Они задумали переехать в деревенскую глушь и завести собственное хозяйство.

— Как-то раз мы сидели вечером перед телевизором и вдруг увидели репортаж о фермерских кооперативах, где фермеры могут объединиться и продавать свою продукцию, — говорит Илья. — Тогда-то нас и осенило: мы должны стать фермерами!

Переехать решили за Волоколамск. Там, в 35 километрах от города, в деревне Танково, у родителей Ильи был полузаброшенный участок в 15 соток с деревянным одноэтажным домиком. Отопление — печка. Удобства — во дворе. Вода — из общего колодца на улице. В общем, сельская романтика. Правда, у любого нормального москвича от перспективы жить в таких условиях волосы дыбом встанут. Да еще и растить маленького ребенка без ванной и стерилизаторов для бутылочек!

Кутарины почему-то всего этого не испугались. Целое лето потратили, чтобы привести в порядок дом и землю, кое-как выправить забор. На следующий год уже справляли новоселье и рождение своего нового мира. Тогда у Ильи на страничках в соцсетях появился статус «become a farmer — change the world» («стань фермером — измени мир». — Авт.).

Курортам и ночным клубам молодые фермеры предпочли отдых на сеновале.

С чего начинается ранчо

Следом за переселением встал вопрос: а чем, собственно, заниматься на ферме? Ведь оба новоиспеченных фермера остались в одночасье без дохода. Илья уволился из «любимого» банка, Светлана находилась в декрете. Строить новую жизнь надо было, как говорится, еще вчера.

— Даже для начинающего фермера сейчас есть море доступной информации. Есть специальные фермерские сайты. Это отличное подспорье: прочитал — и стало понятно, что и как нужно делать. Хотя, если честно, мы поначалу и сами не понимали, как все это начинать…

В итоге выбор пал на животноводство. С овощами, уверены фермеры, слишком много проблем. Земли мало — стало быть, теплицы тут не развернешь. А на открытый грунт особой надежды в нашем климате нет. То ли дело живность: она уже сама по себе — готовый бизнес-план. Можно просчитать заранее, сколько ей надо на прокорм, за какое время вырастет до нужных размеров, сколько с нее можно получить молока или мяса.

— Мы начали с индейки и первый год занимались только ею. Эта птица очень выгодна, — рассказывает Илья. — Во-первых, это самая большая сельскохозяйственная птица после страуса. При этом она невероятно быстро растет. Я имею в виду, растет сама по себе, без гормонов роста. Новорожденный индюшонок весит 50 граммов, а через месяц при правильном откорме у тебя уже здоровенная птица от 5 до 10 килограммов…

К тому же важные на вид индюшки совсем неприхотливы в быту. Для полноценной и комфортной жизни им нужен совсем небольшой сарай. И еще один немаловажный плюс для тех, кто хочет начать заниматься разведением этих птиц, не имея приличных капиталов. Суточный индюшонок стоит порядка 200 рублей. Чтобы начать производство, достаточно 20 индюшат. Получается, что старт индюшиной фермы обойдется всего в 4000 рублей.

— Когда наши первые 20 индюшат выросли, мы решили их оставить «на племя», — говорит Кутарин. — Они стали нести яйца, и мы купили инкубатор, чтобы процесс шел еще быстрее. Инкубатор нам обошелся примерно в восемь тысяч рублей. Конечно, он рассчитан на минимальные объемы производства, ни о каких миллионах и сверхприбыли речь пока не идет.

Однако, несмотря на все очевидные плюсы, эксперимент с индейкой Кутариным пришлось довольно быстро свернуть.

— Оказалось, что потребителю неинтересно покупать индейку целиком, — сетует фермер. — Люди заказывали либо отдельно филе, либо голени. Из десяти килограммов веса тушки на выброс шло больше половины. Конечно, здесь основная проблема была не в мясе, а в нас. Надо было лучше изучать клиента. В итоге мы зарезали всех оставшихся у нас индюшек, заморозили их и питались этим мясом всей семьей больше года…

Затем была серия экспериментов с курами и голошейками. Мясо не пошло, а вот яйца народ разбирал (и продолжает разбирать) на ура. Несмотря на то что десяток фермеры отдают за 100 рублей, тогда как в магазине отборная категория стоит порядка 70 рублей.

В конечном итоге Кутарины остановились на козах. Причем этот выбор им помогла сделать… соседская коза.

— Мы покупали у соседки козье молоко для сына, — рассказывает глава хозяйства. — Но оно имело специфический запах, за который многие его и не любят. Тогда мы решили купить собственных коз и ухаживать за ними как полагается.

Первых двух рогатых «подружек» — Атию и Октавию — купили в пригороде Лотошина. Эксперимент оказался удачным: козочки ели только экологически чистую траву, сено, кормовые овощи и овес, а взамен давали хозяевам вкусное молоко без странных привкусов и запахов. Его оказалось даже больше, чем надо. Вот тогда-то у фермеров и зародилась самая, пожалуй, сумасшедшая идея: варить из этого молока сыр. И не какой придется, а самый настоящий итальянский и кавказский, по сложным старинным оригинальным рецептам. Без эмульгаторов, пальмового масла и прочих атрибутов массового производства. Разумеется, в Интернете таких рецептов не было.

— Света постоянно ездила на всевозможные форумы сыроваров, постоянно знакомилась с кем-то из профессионального сообщества, узнавала, где раздобыть настоящую закваску, — вспоминает Илья. — А потом ночами стояла над кастрюлями и варила сыр. Сразу ли получалось? Конечно, нет! Но мы получали невероятное удовольствие от того, что делали!

Но сварить настоящий, вкусный сыр — это полдела. Надо еще, чтобы о нем узнали. Кутарины из всех возможных пиар-приемов выбрали проверенный веками: «сарафанное радио». Первым кругом покупателей стали друзья и соседи из своей и окрестных деревень. Те, кому фермерские продукты понравились (а понравились они всем), стали рекомендовать своим друзьям-знакомым. И пошло-поехало. Затем соорудили сайт. Простенький, без наворотов, но понятный и информативный. Сегодня, по словам Ильи, этот сайт дает им половину новых покупателей. Наладили доставку на своей легковушке в Волоколамск, Клин и Москву. По воскресеньям бонус — доставляют бесплатно. Логистика, естественно, целиком и полностью на Илье.

Интернет и «сарафанное радио», а также регулярное участие Кутариных на многочисленных фермерских форумах сделали свое дело: хозяйство начало расти. Сегодня в подворье Кутариных уже 18 коз, из них 7 дойных. Как говорят хозяева, такое небольшое стадо позволяет досконально знать о состоянии каждого животного, следить и ухаживать за ними.

Работников на ферму Кутарины пока не нанимают. Размах производства не тот, да и сами они, похоже, еще не устали от сельской жизни настолько, чтобы отдавать кому-то роль доярки или строителя нового сарая для кур. Светлана даже сама принимает роды у коз.

Светлане даже роды приходится принимать самой. С новорожденным козленком.

Не помогаете — хотя бы не мешайте!

Сейчас семья фермеров мечтает развить хозяйство до такого масштаба, что вокруг него закрутятся и экотуризм, и производство старинных русских печей и таких модных нынче штуковин, как ручной работы посуда и эксклюзивные резные разделочные доски. Тогда же можно будет и зарегистрировать свой бренд. Но пока главная забота — продать все, что успели надоить и наварить.

— В среднем на обслуживание одной козы в месяц уходит 700 рублей, а молока она дает от трех до шести литров в день, — говорит Кутарин. — Другой вопрос, продашь ли ты все это молоко?

Здесь, по словам начинающих фермеров, может быть два пути. Первый — продавать по «сарафанному радио», а также через сайт в Сети и просто друзьям-знакомым. С одной стороны, этот путь довольно простой, так как основан полностью на доверии. Фермер знает покупателя, покупатель знает фермера и уверен, что тот его не отравит. Поэтому не надо заморачиваться с получением ветеринарных свидетельств и сертификатов. Но чтобы реально развиваться и просто иметь финансовый стимул переехать навсегда в деревню, этого мало.

— Небольшие хозяйства требуют системной поддержки со стороны государства, — уверен Кутарин. — Нужны доступные земли, доступные кредиты и рынки сбыта. В реальности хорошо, если государство не мешает мелким фермерам, но, как правило, существуют административные препятствия для выхода на рынок.

Во-первых, продавать свою продукцию молодые фермы, не имеющие стартового капитала, могут только по принципу «из рук в руки». Чтобы встать за прилавок, нужно получить сертификаты, гигиенические свидетельства, технические условия и ветеринарные справки. Бесплатно их, естественно, никто не даст. Но, как уверяет Илья Кутарин, даже получив все необходимые бумаги, в магазины фермера не пустят ритейлеры. Остаются только рынки, которых в столице практически не осталось, и ярмарки выходного дня. В таких условиях шансы на окупаемость практически равны нулю.

Во-вторых, любая финансовая помощь — льготные кредиты, участие в целевых программах — предоставляется только юрлицам. Но если его регистрировать, придется платить массу налогов. А это могут себе позволить только фермеры с хорошим стартовым капиталом. Кроме того, юрлицо уже не сможет разводить коз и кур на деревенском участке. Понадобится земля из категории сельхозназначения, иначе прицепятся местные чиновники. Пока же к молодым фермерам не смогли бы предъявить претензии даже соседи, недовольные тем, что у них под боком пасется стадо коз. Ведь пожаловаться на живность на участке можно было бы только в том случае, если бы земля предназначалась строго для разведения сада или огорода.

— Мы — ЛПХ (личное подсобное хозяйство. — Авт.). А это значит, что мы не платим налоги, нас практически никто не контролирует, — рассуждает Кутарин. — Это полная свобода действий. Когда скотина расплодится, обрастешь клиентами и наладишь производство и сбыт, тогда можно регистрироваться.

Так что на поклон к чиновникам Кутарины не ходят, рассчитывают только на свои силы. Однако сегодня фермеры на какую-либо поддержку и не надеются. Более того, опасаются, что их скотине расплодиться попросту не дадут.

— Идея Правительство РФ о сокращении поголовья скота в подсобных хозяйствах — это полное непонимание действительности и просто бред, — негодует Кутарин. — ЛПХ — это стартовая площадка, начав с которой, ты можешь постепенно дорасти до крестьянского фермерского хозяйства. А так эта возможность роста просто обрывается!

Сами Кутарины признают: раскрутить полноценное хозяйство, которое будет приносить своему хозяину прибыль без нужды искать доход на стороне, нельзя. Поэтому пока Илья вынужден трудиться на две ставки: и на ферме, и в одном из модных столичных фермерских магазинов — продавцом.

— Фермерство — одно из самых рискованных предприятий. Этим сегодня могут заниматься только люди, фанатично преданные своему делу, — подытожил Кутарин.

СОВЕТЫ ОТ МОЛОДЫХ ФЕРМЕРОВ

Как навсегда переселиться в деревню и завести хозяйство

• Купите или арендуйте землю. Достаточно участка в 15 соток.

• Проверьте категорию земли: разводить живность в пределах СНТ нельзя!

• Изучите тематические фермерские сайты. Это поможет выбрать, с чего начать.

• Проверьте, чтобы рядом с участком был источник чистой воды, чтобы можно было поить и мыть скотину.

• Если решили заводить живность, понадобится еще и пастбище.

• Осторожнее с овощами! От холодного неурожайного лета никто не застрахован. Животноводство надежнее.

• Позаботьтесь об источнике дополнительного дохода. Хотя бы на первые два-три года. Чудеса в бизнесе случаются крайне редко.

• Будьте активнее в Сети. Регистрируйтесь на фермерских форумах, участвуйте в вебинарах, каждый день оставляйте посты в соцсетях.

• Продавайте только свежее! Репутацию воскресить невозможно.

• Не уповайте на помощь государства. Для чиновников вы слишком малы, чтобы обращать на вас внимание.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26891 от 21 августа 2015

Заголовок в газете: Из князей в грязь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру