Те счастливцы, кто еще не столкнулся с современной системой образования (в силу отсутствия в семье детей школьного возраста), не в курсе, что привычные сочинения, изложения и контрольные работы теперь бок о бок соседствуют с тестами. Это нормальная практика в наших альма-матер. Буквально начиная с первого класса во всех школах проходят городские проверочные тестирования.
То, что собирается сделать Министерство образования и науки, никоим образом не отразится на существующем учебном процессе малышей. По крайней мере так они утверждают.
— Те же самые итоговые тесты в тех же самых классах с теми же самыми родными учителями, — заверили нас в пресс-службе Минобра. — Непонятно, кто и почему вдруг решил, что речь идет о ЕГЭ и какой бы то ни было итоговой аттестации.
— Подчеркнем, что речи не идет о внедрении каких-либо новых экзаменов и дополнительных проверочных мероприятий — нагрузка на школьников увеличена не будет. Всероссийская проверочная работа — одна из обычных, регулярно применяемых школой. С той лишь разницей, что она будет проводиться по единым для всех школ Россия правилам и контрольно-измерительным материалам (КИМам), — добавила первый заместитель министра Наталья Третьяк. — В этом учебном году начнется апробация механизма по трем предметам (русский язык, математика и окружающий мир) в 4-м классе, по итогам апробации с 2016 года возможно распространение этой практики и на другие классы начальной школы, а с 2017-го — начальной и основной школы
Однако некоторые сообщения, долетающие из министерства, заставляют в этом усомниться. Например, то, что, по мнению чиновников, «такие работы будут ежегодной проверкой знаний и дополнительной мотивацией к обучению, а также они помогут в снятии психологических барьеров перед итоговой аттестацией в 9-м и 11-м классах».
То есть, грубо говоря, тренировка ЕГЭ. Значит, не такие уж и обычные контрольные. Понятно, что по результатам таким всероссийских проверочных работ будут оценивать и работу педагогов, и уровень знаний. Одним словом, нервотрепки не избежать.
— Конечно, в введении таких всероссийских контрольных, есть и плюсы и минусы, — считает заслуженный учитель России Евгений Ямбург. — С одной стороны, все школы перешли на новый государственный стандарт образования. Предполагается обучение не только стандартному набору предметов, но и умению работать с информацией, например. Соответственно, школьников проверяют и на эти навыки на итоговых контрольных. В Москве уже давно существует практика — присылать в школы в запечатанных конвертах общегородские тестирования. Оценки — баллы — выставляются независимыми специалистами. Все к ним привыкли, и никто их не боится. Но результаты таких проверок, как правило, не влияют на итоговую оценку. Вот отсюда вытекает и вторая сторона медали, со знаком минус. Не хотелось бы, чтобы эти всероссийские проверочные работы превращались в мини-ЕГЭ. В процессе натаскивания к сдаче которых, такой вот дрессуре, мы упустим важные моменты именно образовательного процесса. И потом, каждый ребенок уникален. Кто-то к четвертому классу уже достаточно развит и хорошо воспринимает и усваивает материал. А кто-то еще не дорос до него, но он обязательно догонит потом, в старших классах. В любом случае, этот вопрос мы еще будем обсуждать на Общественном совете при Минобре.