Когда мне навстречу вышла маленькая и хрупкая девушка в белоснежной юбке, я сразу и не поверила, что это та самая широко известная в узких кругах мотогонщица Анастасия Нифонтова. Она наравне с мужчинами пересекает на байке поля и пустыни, гоняет по трассам и вот-вот станет обладателем Кубка мира.
Насте 36. Замужем, двое детей.
— Мой первый мотоцикл появился, когда мне было 16 лет. И подарили мне его родители не просто так. Сколько себя помню, всегда и игрушки у меня были мотоциклы, и рисовала я только их. И, конечно, я всегда очень хотела свой собственный. Мама была против до самого последнего момента. Но мы с папой поехали на завод в Тулу и купили мой первый транспорт. С этого все и началось.
Сначала Настя просто ездила по дачам с друзьями. Через несколько лет у нее появился первый гоночный мотоцикл, в этом же году состоялось ее первое ралли.
— Но тогда у меня не было тренера. Так, где-то сама додумывалась, где-то подсказывали более опытные товарищи. В то время я училась в Лингвистическом Университете. После учебы работала в магазине — естественно, мототехники. Ну и каталась в свое удовольствие.
Но была у Насти в запасе еще одна детская мечта. Она всегда хотела быть кинооператором. Тоже, в общем-то, не совсем женское занятие.
— Окончив один институт, я тут же стала готовиться к поступлению в другой — во ВГИК. Свои шансы поступить оценивала как низкие, но меня взяли.
Пикантность момента состояла еще и в том, что абитуриентка Нифонтова была на 6-м месяце беременности.
— На первом же курсе я родила дочку. Спасибо родителям, мне удалось не бросить учебу и даже академический отпуск не оформлять.
Киноиндустрия настолько захватила Настю, что на долгих пять лет она забыла про мотоциклы. И даже продала всю свою мототехнику ради покупки профессиональной видеокамеры. Дом, работа, семья — все как у всех. Но однажды старый приятель по гоночной жизни позвал Настю прокатиться «за компанию».
— Едва сев за руль байка, я все тут же вспомнила. Это был 2006 год, когда на соревнованиях уже стали появляться женские заезды. На первых же гонках я заняла второе место. Потом были еще соревнования, и еще, и еще.
Настя снова с головой ушла в мотоспорт. Тренировки, заезды, тренировки.
— В 2008-м я стала членом команды «Яхнич Мотоспорт». Мне впервые тогда стали платить зарплату как спортсмену. А до этого все — тренировки, техника и экипировка — за свой счет. В том же году стала бронзовым призером чемпионата Росии по супермото в одном зачете с мужчинами. А в 2013 году вице-чемпионкой России по кросс-кантри ралли так же в одном зачете с мужчинами, такого раньше не добивалась ни одна девушка у нас в стране.
— Это же дорогой вид спорта...
— Да. Спортивный байк — 25 000 евро, экипировка — еще от 1000 евро. Оплата тренера — минимум 10000 в месяц, плата за участие в ралли — от 10 000 евро (чемпионат мира) и 30000 (чемпионат России). Несколько лет назад я организовала свой небольшой бизнес, который кормит меня и мое хобби по сей день. Потому что на среднюю зарплату в раллийном мотомире не проживешь.
В 2011 году ей пришлось снова уйти на перерыв: родила сына. Сейчас ему три, а мама продолжает занимать призовые места во всех возможных соревнованиях. На сегодняшний день она успела стать лучшей среди женщин в мотокроссе не только в России, но и в мире.
Любимый вид гонок у Насти — так называемые ралли-рейлы. Это сложные, длящиеся от нескольких дней до нескольких недель гонки на выносливость. Нифонтова была первой женщиной из России, поехавшей на гонку «Африка Эко Рейс». Маршрут проложен по пустыне, там, где проводилось известное «Париж—Дакар». Две недели по песку, без опознавательных знаков и трасс. По 12 часов за рулем (600—800 километров), ночевки в обычных палатках (а ночью в пустыне холодно!).
— На соревнованиях такого уровня принято каждый вечер поздравлять друг друга с промежуточным финишем. Потому что далеко не всем удается преодолевать ежедневную дистанцию. Женщин на прошлогодней гонке в Африке участвовало всего две — я и еще одна англичанка. Но она сошла с дистанции из-за травмы, так что я заняла первое место среди женщин, 7-е среди всех и 6-е среди участников на мотоциклах с объемом двигателя не более 450 кубических сантиметров.
— То есть нет никаких отдельных трасс для женщин? Все наравне с мужчинами?
— Да, конечно. Все абсолютно то же самое, — улыбается спортсменка. — Просто результаты среди женщин подсчитывают отдельно. Мужчины, кстати, относятся очень уважительно ко мне. Нет ни насмешек, ни каких-то там других намеков. Но с другой стороны, я пока за призовые места с ними не конкурирую.
Золотой массивный кубок победителя «Африки Рейс» красуется у Насти на самом видном месте. Но его, скорее всего, скоро придется подвинуть. Так как Нифонтова — лидер женских заездов Кубка мира по ралли-рейду.
— В данный момент участвую в этапах Кубка мира. Тьфу-тьфу-тьфу, как говорится, но все идет хорошо. Могу рассчитывать на «золото».
Гонялась Настя и по пустыне в Эмиратах, где температура зашкаливает за +50.
— Когда едешь по трассе, то всякие мысли возникают. И бросить, и сойти. Но всегда нахожу силы доехать до конца. И вот этот момент, когда ты сумел пересилить себя и дойти до финиша, а если еще и призовое место! Ради таких моментов и стоит всем этим заниматься.
— Страшно бывает?
— Конечно. Да, вопросы безопасности — основополагающие. Но всякое бывало. На «Африка Рейс», например, я попала в песчаную буру. Это примерно то же самое, что и снежная. Ничего не видно, и ехать невозможно. А когда стоишь на месте, то мотоцикл просто вырывает из-под тебя ветром. Связь оборвалась, и в рации одно шипение. Вот тогда мне было очень не по себе.
— Муж за тебя волнуется?
— Он меня сопровождает на всех соревнованиях. Так же спит в палатке и встречает меня каждый день на финише, заботится о том, что я буду есть (он и в обычной жизни у нас в семье за еду отвечает, я готовить совсем не умею).
— А как ты себя чувствуешь в чисто мужском таком мире? Ничего не смущает?
— Абсолютно нет! Мне всегда, с самого раннего детства, легче было найти общий язык с мальчиками. Я же неравнодушна ко всякого рода технике и железякам. Так что мне с ними всегда есть о чем поговорить.
40 тонн за спиной
Обгоняя на трассе многотонную фуру, присмотритесь — за рулем может оказаться хрупкая женщина. Это 35-летняя мать двоих детей Анна Обухова из Набережных Челнов. Мой телефонный звонок застал ее под Красноярском, она как раз возвращалась из очередного рейса «Москва—Иркутск—Москва». Хрупкая (56 кг!) женщина с легкостью управляет 40-тонной фурой.
— Да, вот сейчас у меня груза 39 тонн. На каждой точке и при каждом торможении я ощущаю эту массу каждой клеточкой кожи.
Анна крутит баранку вот уже 16 лет. Хотя до этого работала в университете помощником профессора на кафедре «Технологии машиностроения», думала о написании кандидатской...
— Денег не хватало, и я решила в свои выходные подзаработать в такси. После первой же смены поняла, что дорога — это моя стихия. Долго в такси работала. Потом пересела на «Газель», еще водила троллейбус и автобус. Ну а последние несколько лет уже на фуре.
Самый длинный маршрут за ее карьеру дальнобойщицы — 13 000 километров «Москва—Чита—Москва». Анна хвастается, что уже видела всю Россию.
— Надеюсь, в этом году доберусь до Владивостока, есть у меня такая мечта — помочить ноги в Тихом океане и поставить флажок на своей карте.
— Что за карта?
— Это дети мои придумали. Я уходила в рейс, и каждый вечер они со мной созванивались и спрашивали, где я. Однажды скачали из Интернета карту и стали помечать флажками города, где я побывала. Россия уже вся во флажках.
Дочка сама была с мамой в рейсе.
— Она очень хотела посмотреть Байкал, вот я и взяла ее с собой, когда в Читу ездила. Я, кстати, за ту поездку аж 4 килограмма набрала, потому что мы с ней все время что-то жевали... А так обычно я готовлю только вечером на стоянке. Теперь вот сын обиделся, что сестра ездила со мной, а он — нет. Возьму его обязательно с собой куда-нибудь. Дети, кстати, очень гордятся тем, что я у них дальнобойщик.
Анна признается, что старается не мелькать перед коллегами-мужчинами. И даже когда по рации передает какую-нибудь информацию (есть такая специальная волна на трассе), то старается понижать голос, чтобы никто не понял, что она женщина.
— Не всегда адекватно мужчины реагируют, — объясняет она. — Я по стоянкам стараюсь особо не ходить. Коллеги из компании, где я работаю, рассказывали, что многие мужчины спрашивают: «Это у вас девушка работает? А что она, толстая? Страшная? Нет? А почему тогда в дальнобойщики пошла?» Все эти разговоры мне ни к чему. Вот и стараюсь избегать лишнего, ненужного общения.
— А если машина сломалась в дороге или колесо надо поменять? Чисто физически ведь это непросто сделать такой хрупкой девушке, как вы.
— В современные машины не надо «нырять» без конца, как это было раньше. Серьезные поломки легко устраняются на станциях ТО, которые есть в каждом крупном городе. А колесо поменять или суппорт тормозной — это мелочи. Мне приходилось менять колесо, и не раз. Самая большая сложность — достать его из багажника и обратно засунуть проколотое. Потому что весит одно такое раза в два больше меня. Ухитряюсь как-то, да и коллеги-мужчины никогда не отказываются помочь.
В свободное от работы время Аня участвует в специализированных соревнованиях среди водителей длинномеров. Места пока занимает не очень высокие. Но все-таки постепенно поднимается вверх по турнирной таблице.
— Мужчины, кстати, не очень рады, что у них есть соперница в юбке. И часто даже не здороваются со мной. Многие говорят, что дальнобойщик — это не женская работа. Я с этим не согласна категорически. Значит, асфальтоукладчица или рельсоукладчица — никого не удивляет, а дальнобойщица почему тогда? Кстати, в Европе полным-полно водителей фур женского пола. Я люблю свою работу. Она тяжелая, да. И физическая усталость, и недосыпы... Здесь если нет любви, то не выдержишь. Уверена, что все дальнобойщики где-то в глубине души немножко цыгане.
Лысая и брутальная
Отсутствие волос на голове у мужчины никого не удивляет. И даже наоборот, у многих женщин вызывает восторг — ведь лысина говорит о том, что уровень тестостерона у этого мужчины зашкаливает. А значит, мужественности и брутальности. А вот что думают люди, видя перед собой абсолютно лысую девушку?
Об этом знает 27-летняя москвичка Анастасия Шантамани.
— Два года назад, после смерти любимой бабушки, у меня буквально в течение двух недель выпали все волосы на голове. А вскоре я лишилась вообще какой бы то ни было растительности. Ни бровей, ни ресниц. Ничего.
Многочисленные медицинские обследования и лечение не дали никаких результатов.
— Диагноз мне поставили сразу — алопеция. О том, что существует такая болезнь, я вообще никогда до этого не слышала. Конечно, первое время был шок. Пришлось мне как бы заново пережить все эти подростковые страхи — ах, как я себе не нравлюсь, мужчины на меня теперь внимания обращать не будут и пр. Но с самой первой минуты я решила: никаких париков я носить не буду. Какая есть — такая и есть. Без обмана.
Настя по жизни оптимистка. И даже в такой непростой для любой женщины ситуации стала находить плюсы. Через полгода после облысения она, журналист по образованию, написала книгу. На всех фото в соцсетях она поменяла аватарки на фото себя такой, какой стала. Через год вступила в клуб лысых мужчин «Brutal men». Сейчас в клубе она занимается Фондом поддержки людей с алопецией.
— Мне и раньше много писали, а уж после вступления в клуб буквально каждую неделю приходят письма от женщин, столкнувшихся с этой проблемой. Я со всеми переписываюсь и поддерживаю. По себе знаю, какая паника и отчаяние охватывают в первое время. И не с кем поговорить об этом.
— Что пишут?
— Как правило, удивляются, как это я, такая смелая, не ношу парик. А я, наоборот, не смелая, а трусливая. Вот сама подумай, познакомлюсь я с парнем, к примеру, он будет думать, что у меня волосы. А потом бац, и шок. Это же тяжело пережить. Кстати, внимания от противоположного пола меньше не стало. Это было приятной неожиданностью для меня. Однозначно, мужчин в моей жизни стало больше. И не просто мужчин, а хороших, умных и интеллигентных. Я не только членов клуба имею в виду. Единственного, любимого я пока не нашла, но так же было и с волосами. Конечно, идиотов тоже хватает. Особенно первое время было непривычно, что все пялились, задавали дурацкие вопросы. Многие женщины с облысением не могут спокойно вот именно эти взгляды переносить.
— А ты как к этому относишься?
— Первое время было неприятно. А сейчас все равно. И, кстати, чем безразличнее мне становилось внимание окружающих, тем меньше на меня и смотрели. Больше всего я жалости не переношу. Особенно когда говорят: «Успокойся, ты и так красивая». Что значит «и так»? Блондины, лысые, рыжие, брюнеты. Я все это ставлю в один ряд.
Настю привела в клуб лысых подруга с алопецией. Девушек в «Brutal men» совсем немного. А регулярно на собрания ходит одна Настя. А вообще, в клубе состоит и бывшая жена скандально известного бизнесмена Сергея Полонского, мать его троих детей, фотомодель Юлия Дрынкина.
— Я тоже стала востребованной фотомоделью после облысения. Меня постоянно на съемки зовут фотографы. Как это ни удивительно, но лысина передо мной открыла новые двери. Со столькими людьми я познакомилась за эти два года! Книгу вот написала. Всегда мечтала, но не о чем было. А это мое произведение реально людям помогает. В клубе теперь вот состою. У меня всегда с самого детства было мужчин-друзей больше, чем женщин. Но когда ты среди них своя — вот это да! А завтра вот иду на прослушивание к известному продюсеру, он хочет создавать группу лысых девушек. Посмотрим, как дальше жизнь повернется.