Реформа автошкол идет со скрипом благодаря попустительству властных структур всех уровней

Я б в водители пошел, только не научат...

Ровно год назад закончилась война сторонников и противников реформы автошкол. Первые вроде бы победили, но и вторые не остались внакладе, поскольку, даже не соответствуя новым требованиям, продолжают учить будущих водителей, успешно залезая в их кошельки, но практически ничего не давая взамен.

Я б в водители пошел, только не научат...

В итоге главной цели — выпускать на дороги хорошо подготовленных «рулевых», уверенно чувствующих себя в боевых условиях улиц, — реформаторы добились, но лишь отчасти. Да, благодаря новациям доля ДТП, случившихся по вине начинающих водителей, сократилась на 17,5%, но к нулю явно не стремится. Почему?

За что боролись...

Напомним, что главная идея нововведений сводится к тому, чтобы учить граждан водительскому делу по новым правилам и методикам, учитывающим современные реалии выросших скоростей, плотного трафика, новых форм и способов организации дорожного движения. Для этого с зубовным скрежетом и кровавыми слезами и были разработаны и утверждены новые программы подготовки водителей вместо тех, что действовали еще со времен СССР. Но новые программы априори подразумевали, что и автошколам придется кардинально меняться и серьезно вкладываться в переоснащение своей материально-технической базы. То есть задуматься о больших автодромах, новейших тренажерах и комплексах, переоборудовании классов, переобучению преподавателей. Все это дела не копеечные, так что было понятно: многим придется покинуть рынок. Что дало повод антиреформаторам поднять вой о невероятном росте цен на обучение, тысячах безработных инструкторов и других бедах. Москва же и вовсе пророчили остаться без автошкол, учитывая, что на ее «золотой» земле достаточного числа автодромов (чья площадь по новым правилам должна быть не меньше 0,24 га) просто не найти.

...почти то и получили

Однако спустя год выяснилось, что в Первопрестольной число автошкол хотя и уменьшилось с 300–350 до 169, но количество учебных кабинетов (мест осуществления образовательной деятельности) выросло до 352. В Питере ситуация еще интереснее: было 150 школ, стало 172, а мест осуществления образовательной деятельности — 384! Что же касается страны в целом, то из дореформенных 8000 заведений на данный момент получили заключения ГИБДД и согласовали программы 5800 (а с «дополнительными офисами обслуживания» их еще больше). Иначе говоря, сейчас не только не наблюдается дефицита автошкол, но их явный переизбыток. По некоторым оценкам, их загрузка составляет от 30 до 40%. Что касается стоимости обучения, то и здесь злопыхатели ошиблись. В столице она поднялась до отметки в 40 000–45 000, а в провинции можно выучиться тысяч за 15–20. И это притом что себестоимость обучения (топливо, зарплаты, аренда помещений-автодромов) составляет никак не меньше 30 000–35 000. То есть большинство автошкол учит курсантов по сильно урезанным программам и «не докатывает» их ни на площадке, ни в городе. Более того: на рынке успешно существуют и структуры, не прошедшие перерегистрацию, не имеющие права учить, но тем не менее ведущие, с позволения сказать, «образовательный процесс»! Значит недозагрузка автошкол вызвана в том числе и левыми игроками рынка. Но где и как, спросите вы, юридически не существующие школы берут свидетельства об их окончании, без которых невозможно сдать экзамены в ГИБДД? Все очень просто!

Технология обмана...

Нелицензированная автошкола рисует себе сайт с громким слоганом типа «лучшая (главная, центральная) в Москве» и объявляет прием слушателей. И хотя ее потенциальный клиент легко может узнать на сайтах ГИБДД и Департамента образования, что такой фирмы не существует в природе, но не делает этого из-за своей юридической дремучести. Зато клюет на громкое имя, чем и пользуются прохиндеи. Затем они учат человека по сжатым самопальным программам и выдают свидетельство, купленное на клиентские деньги в «партнерской» лицензированной школе. С учетом того что, как уже говорилось, предложение явно превышает спрос, довольны и официальные учебные заведения, и их «серые» партнеры. Тем более что нередко владельцем и тех, и других является одно физическое и юридическое лицо. А в итоге на дороги по-прежнему выезжают недоучки, тупо вызубрившие ПДД и освоившие элементарные, но явно недостаточные для безаварийной езды навыки управления авто. Об умении это делать речи не идет. Доходит до смешного: в столичные подразделения ГИБДД приходят люди, отучившиеся, судя по документам, на Дальнем Востоке.

...и борьбы с ним

И самое страшное, что о таком вот шахер-махере прекрасно осведомлены в автоинспекции. «МК» из источника в МВД известно, что в июле в ДОБДД МВД РФ даже собиралось представительное собрание, решавшее, как же можно прикрыть «серые» автошколы и их «белых» партнеров. Хотя, казалось бы, что тут сложного?

Нынешняя система контроля за автошколами такова, что позволяет с точностью до человека знать, сколько людей прошло обучение и сколько выдано свидетельств. И если последних больше, чем первых, значит, дело нечисто. Значит, лицензированную школу лицензии лишить, а аффилированную с ней «серую» — под суд за мошенничество. А если идти по этой цепочке правоохранительным органам почему-то сложно (интересно, почему?), можно поступить проще. Все, абсолютно все не лицензированные, но набирающие курсантов школы тем же гаишникам, работающим на земле, хорошо известны. И что им мешает организовать в каждую из них визит следователя для возбуждения уголовного дела с хорошо просматриваемыми судебными перспективами? Да вот что-то мешает, видать...

Непонятно в какие игры играют и региональные обрнадзоры. Ведомства, отзывая или лишая лицензии на ведение автошкольной деятельности, дальше за якобы отлученной от процесса фирмой не следят, с прокурорскими и прочими следственными комитетами не общаются, не настаивая на том, чтобы продолжающую обманывать граждан структуру привлекли уже к уголовной ответственности. Да что там говорить: эти службы из рук вон плохо следят за образовательным процессом в легальных школах, позволяя «скукоживать» программу обучения, — отсюда, повторимся, и демпинговые цены, и потенциальные убийцы за рулем. Кстати, о водителях-убийцах.

Сегодня, когда страну накрыл вал страшных аварий с участием общественного транспорта, все как-то забыли о том, что у нас до сих пор отсутствуют официальные программы обязательной переподготовки и повышения квалификации тех же водителей автобусов и законодательно не обозначены интервалы этого переобучения. По сути, управлять автобусом может любой человек, отучившийся в том числе и в «серой» автошколе на соответствующую категорию и сдавший экзамен в ГИБДД по устаревшей методике. И та же «серая» легко «переобучит» его по самопальной программе, за что срубит немалые деньги. А за деньги «малые» — просто выдаст нужную бумагу.

Так что массовая прокурорская проверка перевозчиков, начавшаяся на днях, особых результатов в деле снижения аварийности не даст, и очередное страшное ДТП долго ждать себя не заставит. А прокурорским следовало бы начать с рынка автошкол, убрав отсюда ненужный мусор и позволив наконец реальным автокурсам выпускать на дороги подготовленных водителей. В том числе и автобусов...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26884 от 13 августа 2015

Заголовок в газете: Я б в водители пошел, только не научат...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру