По версии следствия, с октября прошлого года в отдел Полиция N5 управления МВД по Нижнему Новгороду неоднократно поступали обращения жены Белова о хулиганских действиях ее мужа, причинении им побоев, угрозах убийством и расчленением, в том числе и в адрес малолетних детей. Полицейских теперь обвиняют в непринятии мер по защите детей.
- Они должны были отреагировать, но есть маленькие нюансы в процессуальном законодательстве, когда заявитель может забрать свое заявление или сказать о примирении с противоположной стороной. И в результате этого осуществляется процессуальная форма: выносится постановление в отказе о возбуждении уголовного дела. Я думаю, что все так и было, потому что ссоры внутри семьи были постоянными, это уже была система, поэтому здесь сработала профессиональная деформация. То есть участковые поняли, что это будет постоянно и не будет приводить к тяжким последствиям, которые потом произошли.
Нужно было вовремя сработать комиссии и отделу по опекунству и лишить Белова родительских прав. Меня смущает другой момент. Трагическое событие произошло после подачи женой Белова заявления о разводе. Почему в этом случае не отреагировали все те органы, которые мы называли? Все убийства, что Белов обещал совершить, он совершил, потому что не мог смириться с тем, что жена с ним разводится. Это та ситуация, когда муж в семье является диктатором. Он пошел на крайнюю меру. А потом стал убирать свидетелей, в том числе и родную мать. Это уже как раз писк отчаяния.
- Сослуживцы арестованных рассказывают, что у них на участке с десяток таких семей, где муж бьет жену и детей, благоверная строчит на него заявления, а потом их забирает. А арестованные полицейские стали просто заложниками ситуации. Дело резонансное, нужно было найти «стрелочников» и они были найдены.
- Это их служебное нарушение. Пока известно только об одном факте в отказе о возбуждении уголовного дела. Я думаю, что основание было — это примирение сторон. Мы же не можем реагировать в дальнейшем, если жена примирилась с мужем. И мы надеемся всегда на лучшее, поэтому вопрос этот очень сложный. Я думаю, что служебная проверка, которая сейчас осуществляется, выявит всю правду. В связи с колоссальной загруженностью я в чем-то могу оправдать действия участковых, но не до конца. Должен быть порядок на участке, а его не было. Участковый не дорабатывал. Тут надо вспомнить об отделах профилактики, которые незаслуженно убрали, а они давали большие, положительные результаты. В эти отделы входили и участковые в том числе. Они занимались профилактикой преступлений и правонарушений, реагировали на все заявления граждан, работали с населением, с ранее судимыми.
- Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела утверждает ведь и прокуратура. Кто — то из прокурорских понесет ответственность?
- А что прокуратура? Она только осуществляет надзор за действиями правоохранительных органов. То есть, реагируют, насколько законно реагируют и все.
- Какое наказание могут понести полицейские?
- Я думаю, что будет увольнение и условное наказание. Они учились, работали, я думаю, что увольнение для них будет самым большим наказанием. Вы сами сказали, что ищут «стрелочников». Должны во всеуслышание объявить о наказании. Руководство должно отчитаться.
По версии следствия, в материалах проверки, которую проводил участковый уполномоченный Дмитрий Обливин, имеется объяснение, написанное собственноручно женой Олега Белова об истязании супругом детей и о его угрозах убийством с последующим расчленением детей и ее. Именно Обливин не принял никаких мер реагирования.
Между тем, коллеги Дмитрия Обливина рассказывают, что он не обслуживал участок, где жил убийца Белов, он был вакантен. Загруженность у участковых уполномоченных колоссальная, на весь центральный район — 12 спецов. Коллеги уверены, что вступаться сейчас за арестованных никто из системы не будет, все прикрывают самих себя, а ребят попросту «сольют».