На сегодняшний день введение ЕГЭ разбило абитуриентов на две неравные группы. Первая, наибольшая, поступает в вузы по результатам единого госэкзамена или (и) по дипломам победителей и призеров олимпиад для школьников. Другая, весьма немногочисленная, состоит исключительно из выпускников профильных вузу техникумов (колледжей) и вместо ЕГЭ сдает обычные экзамены по билетам, проходит тестирование, а то и вовсе обходится собеседованием. Правда, последнее рассчитано лишь на окончивших ссуз с отличием. Но в условиях демографического спада, неуклонно сокращающего число абитуриентов, понятно, бывает всякое.
Систему узаконенного поступления в вуз в обход ЕГЭ часто называют льготами для выпускников СПО (среднего профтехобразования). Однако введены они не из-за особого расположения к закончившим колледжи и техникумы, а потому, что в силу поздней выдачи дипломов те просто не успевают принять участие в ЕГЭ. Вот чтобы не заставлять их терять год и тем самым не ставить в неравные условия с выпускниками школ, и придумали особые условия. В их число, к слову сказать, входит также возможность обучения по профильной вузовской специальности по сокращенной программе, но это уже другая история.
Придумано все было замечательно. Но наш народ, как известно, славится своей изобретательностью. И вскоре многие из числа желающих поступить в вуз, но не способных прилично сдать ЕГЭ, дотумкали, как обойти это препятствие. Поступаешь, точнее, без всякого конкурса записываешься в колледж, отсиживаешь там положенное количество лет, получаешь диплом и — бегом в приемную комиссию вуза. А там можешь не сомневаться: в условиях обостряющегося дефицита студентов экзаменаторы не будут слишком строгими: вуз-то тоже хочет жить. А так как некоторые предметы, изученные в учреждениях среднего профессионального образования, тебе зачтут и в вузе, то напряга не будет не только при поступлении, но и в ходе учебы. Не жизнь, а малина!
Постепенно таких умников стало не меньше, а со временем и больше, чем тех, кто, закончив техникум, шел работать. А так как систему СПО финансируют регионы, острейшим образом заинтересованные в профессионалах среднего технического уровня, но не получающие и половины кадров, на которые рассчитывали и обучение которых они оплатили, на местах забили тревогу. Именно регионы и открыли дискуссию во Владивостоке, рассказал «МК» Дмитрий Ливанов, а затем внесли предложение об отмене эспээшных льгот при поступлении.
— Однако никаких решений еще не принято, мы анализируем ситуацию, чтобы понять, есть ли смысл что-то менять, — заявил он «МК».
Между тем глава комиссии Общественной палаты по образованию Любовь Духанина заявила «МК», что лишение выпускников техникумов и колледжей льгот при поступлении в вузы может ухудшить уровень подготовки рабочих кадров.
— Реализация идеи, конечно, позволит продолжить оптимизацию системы высшего образования, поскольку сократит количество абитуриентов, претендующих на бюджетные места. Но давайте рассмотрим позиции других заинтересованных сторон: работодателей, которые нуждаются в хорошо подготовленных рабочих кадрах, учреждений СПО, а также учащихся и их родителей. Способно ли предложение решить проблему подготовки высококвалифицированных рабочих кадров? Вряд ли, поскольку повышения качества образования и желания работать в инженерной сфере предлагаемая мера явно не обеспечит. Напротив, выпускник СПО, окончивший вуз, если он все-таки решит работать в инженерной сфере, по уровню подготовки будет лучше, чем выпускник среднего профессионального учреждения. Таким образом, проблему, которая стоит перед работодателями, предложенная мера не решает.
Более того, обучение в старших классах, особо подчеркнула она, превратилось в натаскивание на ЕГЭ: «Это вредит качественному образованию, так как некоторые предметы и темы, не входящие в единый государственный экзамен, оказались вычеркнуты из образовательного процесса. Если льготы для выпускников СПО будут отменены, им придется одновременно готовить тех, кто хочет сдать ЕГЭ, и тех, кто хочет освоить рабочую специальность. Есть риск, что техникумы и колледжи, заинтересованные в абитуриентах, станут натаскивать на ЕГЭ, а не обучать рабочим специальностям. В результате подготовка рабочих кадров рискует быть разрушенной окончательно. И этого совершенно точно не нужно работодателям».
Не найдет идея положительного отклика и с позиции учеников и их родителей, предупреждает Духанина: «Среди учащихся есть те, кто рассчитывает на льготное поступление в вуз, но есть и те, кто ставит своей целью получить хорошую рабочую профессию, и их большинство. Если СПО станет натаскивать на ЕГЭ, это ударит по качеству образования. По результатам опросов, 75% родителей считают, что для успешной сдачи ЕГЭ необходима подготовка у репетиторов. Но далеко не у всех родителей есть возможность их оплатить. Поэтому СПО сегодня является социальным лифтом для детей из малообеспеченных семей, не способных позволить себе платную подготовку к поступлению в вуз. Предложение министра рассчитано на идеально работающую систему образования. Но в той системе образования, которую мы имеем сейчас, реализация этого предложения скорее вызовет негативный эффект, чем повысит качество образования».
Вывод, по словам главы комиссии Общественной палаты, очевиден: «Льготы для выпускников СПО при поступлении в профильные вузы отменять не нужно. Но контролировать, как и для чего они используются, необходимо».