Каждый год «Архстояние» расширяет свои границы. Как территориальные, так и идейные. В юбилейный год фестиваля — акцент на «полезном искусстве», как пояснила «МК» куратор Юлия Бычкова. Участники вдохнут новую жизнь в местные развалившиеся здания. Хедлайнерами фестиваля стали архитекторы Сергей Чобан и Алексей Козырь и, конечно, создатель и идеолог проекта Николай Полисский. Одной из главных фишек «Архстояния» станет его объект, созданный в сельском магазине «Сельпо».
— Магазин был построен в 1970-х годах. И вот уже двадцать семь лет он превращается в руины, — рассказывает о «Сельпо» Николай Полисский. — Высокое место, главная площадь, въезд в деревню — и такой страх. Меня долго мучил этот ужас. Поэтому я просто взял оставшиеся от предыдущих проектов материалы и починил крышу, укрепил стены. Страшные руины превратились в красивую скульптуру.
Дизайнер Алексей Козырь тоже возрождает из небытия старую постройку: с его легкой руки автобусная остановка преобразится в комфортное помещение с витражами и иллюминаторами. Въездной знак в деревню Звизжи тоже предстанет в особой роли. Известный архитектор Сергей Чобан превратит его в Музей сельского труда. По форме он напоминает дорожный знак: столб с прямоугольным указателем. Вот только размер музея в десятки раз больше обычного знака.
— Над красивыми рядами картофеля возвышается памятник земле и агрикультуре, — так описывает музей Николай Полисский. — Внутри тоже красота: картины, огромное круглое окно, которое пускает много солнечного света.
Также художники фестиваля решили спасти местный Дом культуры. Здание находилось в плачевном состоянии. «Молодые архитекторы предложили своеобразное решение. Сделать вход в ДК в виде деревянной птицы счастья. Теперь Дом культуры украшают красивые перья и хвост, которые распускаются веером», — рассказывает Юлия Бычкова.
— Задача фестиваля — это локальные изменения в одной деревне, или ваш опыт будет использован по всей Россия?
— Мы сделали акцент на архитектуре и жизни в селе с прицелом на то, что деревни в нашей стране будут реанимированы. Мало кто понимает, как их спасти. А фестиваль всегда ставил перед собой задачу развития территории не только Никола-Ленивца. Мы будем говорить с властями о том, что нужно возрождать подобные населенные пункты. Особенно это важно во время экономического кризиса.
Помимо новых архитектурных сооружений фестиваль представит молодое направление — саунд-арт. Дословно с английского название переводится как «звуковое искусство». Так и есть. Основным материалом является звук, как в живописи — краски, а в танце — движения. Парадокс в том, что на фестивале зрители смогут не только услышать звуки, но и увидеть. Наглядно это продемонстрирует инсталляция Олега Макарова «Полихорд (Гусли-самогуды)», которая расположится в «Сельпо»: натянутые между стен струны будут звучать, реагируя на движение человека и дуновение ветра.
Еще один уникальный проект в стиле саунд-арт — «Звизжи—Париж». Казалось бы, простой велосипед. Но как только человек сядет на него и закрутит педали, он услышит звуки шин, клаксонов, разговоров, которые перенесут посетителя на улочки Парижа. Не менее интригует аудиоинсталляция «Звизжащие фемиды» молодого музыканта Оли Козманидзе. «Оля отправилась в экспедицию в деревню Звизжи, чтобы слушать и записывать, как звучат местные женщины и мир вокруг них», — говорят организаторы.
Фестиваль приветствует симбиоз искусств, и это можно будет почувствовать на объекте Александра Бродского «Ротонда», где развернется своеобразный танцпол. Более пятнадцати молодых артистов из России, Швеции, США и Франции исполнят там свои композиции в разных фантастических жанрах: шаманское электро (синтез этнических звуков и электронной обработки), перформансы в мистическом стиле «макабр», импровизации с пакетами, дрелями и даже пылесосом. Танцевальные сеты будут длиться по семь часов кряду.
«МК» спросил Николая Полисского, как он относится к юбилейному фестивалю. Напомним, что Николай является основателем «Архстояния» и долгое время проводил фестиваль своими силами. Несколько лет назад среди организаторов (в их числе была и Юлия Бычкова) произошли разногласия. Полисский перестал принимать непосредственное участие в подготовке фестиваля и выступал только в роли художника.
— А что сейчас происходит?
— Для меня юбилей — это не праздник, а возможность подытожить работу. Этим фестивалем я горжусь. Этот юбилей — все, о чем я думал и мечтал. Фестиваль снова стал показывать зрителям чистое искусство. Вся грязь, жульничество ушли, потому что ушли деньги и спонсоры. Теперь все снова в моих руках, — вдохновенно говорит Николай.