К примеру, глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер прокомментировал ситуацию следующим образом: «Пока нет повода расслабляться, но стоит отметить, что падение рынка по отношению к соответствующему периоду прошлого года менее драматичное, чем в предыдущие месяцы... Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два фактора государственной политики... Первый — понижение ключевой ставки Центробанка, и второй — продолжающаяся правительственная поддержка покупателей новых автомобилей как путем субсидирования ставок розничного финансирования, так и путем поддержки обновления подержанных и очень старых автомобилей». Тем не менее он отметил, что настрой участников рынка остается сдержанным, и поэтому АЕБ обновила прогноз на 2015 год до 1,55 миллиона проданных автомобилей. Такая коррекция кажется вполне объективным ответом на ситуацию. Напомним, что в начале года речь шла о 10-процентном падении и итоговых продажах 1,89 миллиона машин.
Но на самом деле все далеко не так хорошо, как пытаются представить в АЕБ. И кому, как не Йоргу Шрайберу, знать об этом, поскольку основным его местом работы является не комитет автопроизводителей ассоциации, а российское представительство Mazda — амбициозной, но относительно небольшой компании, которая только несколько лет назад стала исправно приносить прибыль своим акционерам. Справедливости ради нужно отметить, что японцы смогли выжать из российского рынка все, что было возможно, за прошлый год увеличив свои продажи на 17%, хотя многие крупные производители так в плюс и не вышли. Однако в текущем году о прежних результатах они даже близко мечтать не смогут. 12 500 машин — это все, что продано за полгода, а учитывая, что вторая его половина обещает быть еще более сложной, Mazda очень повезет, если результат превысит отметку в 25 000 экземпляров.
Впрочем, это не только Mazda касается, а всех, кто в принципе хочет и может работать на российском авторынке.
Во-первых, как ни крути, но действие федеральных программ вскоре завершится. А это значит — прощайте, льготные кредиты и субсидии на покупку недорогих машин российского производства, до свиданья, программа утилизации... Но главное — прощайте, скидки. Иными словами, совсем скоро россияне будут платить за новые авто их полную стоимость.
Точнее, не будут. Агентство «Автостат» недавно подсчитало, что 8 из 10 автомобилей в последнее время продавались только благодаря скидкам. Мало того, клиент «обнаглел» настолько, что начал торговаться с продавцом даже за акционные автомобили.
А теперь представьте, что за тот же Ford Mondeo через месяц с клиентов будут требовать не миллион, а в полтора раза больше... Продажи встанут. Во всяком случае, у Ford, у которого почти 70% машин продается благодаря упомянутым уже программам утилизации и субсидирования.
Вторая причина — склады. Они уже затоварены — до критического уровня. Теоретически можно предположить, что за счет этих машин дилеры смогут протянуть еще несколько месяцев, но не будем забывать и о том, что эти авто закупались уже по новым ценам. Все, что выкупалось по докризисной стоимости, продано еще в ноябре-декабре прошлого года. Новые же поставки — новые ценники, сформированные с расчетом на компенсацию. Торговать себе в убыток никто не станет. Даже не надейтесь!
Хотя не исключено, что эти проблемы будут в итоге признаны исключительно дилерскими. В конце концов это их машины — и именно они призваны продавать их конечному пользователю. Поставщик в данном случае тоже лицо подневольное. У него есть головной офис, с которым также нужно регулярно рассчитываться. У многих производства, а значит, обязательства перед рабочими, поставщиками, налоговыми органами, и опять же — перед головным отделением.
Между тем крупнейшие поставщики комплектующих, из тех, кто не только торгует, но и производит компоненты на территории Россия, с неделю назад попросили помощи у властей, параллельно объявив о приостановке производства. Заказов от автозаводов все меньше, себестоимость постоянно увеличивается, а снизить ее можно, лишь увеличив объемы. Или получив льготы на ввоз и растаможку... Но пока ни то ни другое невозможно.
Минэкономики сообщило, что в настоящее время работу приостановили четыре производителя компонентов. Мало того, около тридцати совместных проектов так и не были реализованы. И вряд ли будут возобновлены до тех пор, пока эти компании не включат в формулу локализации, что будет на руку и самим поставщикам, и автоконцернам.
Но вернемся к дилерам. Они почему-то уже который раз стараются изобразить из себя «сирых и убогих». Мол, нами все пользуются, нас кругом притесняют, диктат со стороны представительств, клиентов, контролирующих органов... Однако лично я, хоть убей, не помню, чтобы кто-то из них возмущался, когда рынок объедался деньгами, когда за ходовыми авто стояли месячные очереди, а продавцы футболили каждого второго клиента, позволяя заработать на дефиците прикормленным серым брокерам. Тем самым, которые сначала бронировали по нескольку мест в очереди, а после «любезно» продавали их страждущим, наварив на этом минимум «три конца». Не возмущались они, когда сторонние эксперты и аудиторы чуть ли не пальцем указывали на наиболее уязвимые места — на житье не по средствам, на чрезмерную закредитованность бизнеса, на «парашюты» и неоправданные бонусы сотрудникам, на низкую квалификацию кадров, на нежелание качественно развиваться, на нежелание жить за счет сервиса, продаж на вторичном рынке, реализации запчастей, но не только более рентабельных и удобных с точки зрения бизнеса новых авто...
Теперь же мы имеем второй виток кризиса за последнее десятилетие и все те же стенания на тему того, как все плохо и бесперспективно. Другое дело, что «бесперспективно» — объективная причина, связанная со сложившейся в стране и на рынке ситуацией (в этом году подтянуть свои продажи за счет результатов двух последних месяцев продавцам, боюсь, уже не удастся). А «плохо» — порождение той самой политики, которую сами дилеры и проводили много лет подряд. И это на объективный показатель уже совсем не тянет. А напоминает стенания слесаря-соседа, который в кредит и ремонт сделал, и технику поменял, и жену приодел, и детям «яблофонов» прикупил, и отдохнуть съездил в турецкий «олинклюзив», а потом вдруг посчитал, сколько остается на жизнь, и прослезился... Но с какой, спрашивается, стати меня должны волновать его проблемы? Точно так же нас не должны волновать и проблемы автодилеров — они сами брали эти кредиты, сами выстраивали эту бизнес-модель, а если и не сами, то соглашались по ней работать... Тогда пусть и ответственность несут соответствующую. В конце концов автодилер — торговец на рынке, промежуточное звено между производителем и клиентом. Который должен уметь выживать в любых условиях и в любом состоянии. В противном случае он априори обречен...