Высоцкий. Наш Гамлет

Людмила Абрамова: «Они были уже три года женаты, когда Володе разрешили впервые выехать из страны вместе Мариной Влади»

Людмила Абрамова — вторая жена Владимира Высоцкого, мама его сыновей — Никиты и Аркадия Высоцких. Она актриса и настоящий собиратель всего, что связано с жизнью и творчеством Владимира Семеновича. 

Людмила Абрамова: «Они были уже три года женаты, когда Володе разрешили впервые выехать из страны вместе Мариной Влади»

Разговаривать с Людмилой Владимировной — одно удовольствие. Умница, блестяще образованный человек, она способна увлечь рассказом о «Гамлете», Высоцком, Таганке и Шекспире самого далекого от этих материй посетителя музея Высоцкого. На самый сложный и каверзный вопрос находит мудрый ответ и нужную интонацию. Ни собеседника не оскорбит, ни себя и свою семью не позволит обидеть.

— Про нас много чего говорят, — рассказывает Людмила Владимировна. — Якобы Никита выпускал водку «Высоцкий», а этого не было. Что наша семья подмяла под себя миллиарды, а сам Высоцкий — шпион, потому как запросто ездил в Америку в то время, когда кто-то не мог туда попасть. Нет таких грабель, чтобы сгрести те «миллионы», которые Никита сгребает. Нам наплевать на эти досужие разговоры. 

Когда одолевают расспросами про Марину Влади, Людмила Абрамова отвечает:

 — Она же не за меня выходила замуж. Не за Никиту, не за Аркашу. Не за родителей Володи — Семена Владимировича и Нину Максимовну. Ее право — любить того, кого она любила. Сказать, что она плохо к нам относится, я не могу. И что мы к ней плохо относимся, тоже нельзя сказать. У нас в музее была замечательная выставка для детей «Сказки Высоцкого». Заканчивалась она экспозицией по повести Куприна «Олеся». Там были замечательные фотографии Марины, сыгравшей эту роль в фильме «Колдунья». Очень красивая была выставка. Марина не приезжала на нее, но приходила ее агент Юля Абдулова — дочка Всеволода Абдулова. 

— Вы очень терпимый человек.

— Я? Конечно. Не так давно мы через музей заказали собрание всех прижизненных и посмертных публикаций Лермонтова, воспоминания о нем современников. В них много вранья. Третий том — сопоставление всех противоречий и небылиц. Потрясающая книга! Она меня успокоила, стала как лекарство. Пора успокоиться. Вступать в споры — значит, себя не уважать. 

Что же касается Марины Влади, то она не все знала. За 12 лет с Высоцким у нее было право приехать в Советский Союз только на 30 дней. И Володя к ней в Париж мог поехать на месяц. Все! Остальные 10 месяцев они разговаривали по телефону. Марина и в партию вступила, ради того чтобы иметь возможность почаще приезжать в СССР. Она просто вломилась в комитет франко-советской дружбы. Опять же для того, чтобы бывать в Москва не только по линии Союза кинематографистов. Плюс Володя выезжал на гастроли. Мыслей эмигрировать у него не было. И Марина это хорошо понимала. Они были уже три года женаты, когда им разрешили впервые выехать вместе, причем не на самолете, а на машине Марины. У нее, конечно, была надежда на то, что, оказавшись в Европе, Володя увидит, какие там дороги, какое обслуживание (не в магазинах со шмотками, конечно, Володе на это было наплевать), и он почувствует свободу, доброжелательность и захочет остаться. Но Володя был русским поэтом. 

Людмила Абрамова вспоминает, каким профессионалом высокой пробы был Высоцкий, как терял по нескольку килограммов веса на каждом спектакле «Гамлет» и прекрасно знал, кто и как играл эту роль до него. До сих пор Воланд в «Мастере и Маргарите» в Театре на Таганке появляется в сером шелковом халате с кистями от Свидригайлова, который сшили когда-то Высоцкому для «Преступления и наказания». Используют там и мантию его Галилея. Юрий Петрович Любимов считал, что для его актеров важно присутствие Володиных вещей.  

— Если задуматься, — говорит Людмила Владимировна, — то только процента два населения земли нуждаются в поэзии. А Володя эту цифру удесятерил. Он спасал своими стихами и песнями души. Побывав однажды на его концерте, люди считали, что теперь они друзья с Высоцким. В Набережных Челнах, где Володя выступал, зрители несли на плечах автобус, на котором он приехал. А через 30 лет после концерта организовали мемориал. Сами собрали деньги, установили несколько низких мраморных скамеек. А перед ними — помост, вроде того, на который Володя выходил и пел. Садишься на лавочку, и перед тобой — семиструнная гитара. С другой стороны — колокол, как символ набата. Я приехала в Севастополь в тот момент, когда пришло сообщение о гибели подлодки «Курск». Из каждого окна гремела Володина песня о подводной лодке. И люди стояли под окнами, слушали ее и рыдали. Эту песню он написал летом 1968 года. В 80-е я прожила несколько лет в Монголии. Там тоже очень любят Высоцкого. Его принимали за рубежом не только эмигранты, хотя и для них он пел, понимая, что такое тоска по родине. 

— А каких поэтов любил Владимир Высоцкий?

— Пушкина и Лермонтова, читал их наизусть. Когда мы организовали в музее первую выставку, на меня набросились с упреками в том, что я сопоставляю стихи Высоцкого с их стихами. Блока знал и любил меньше. Как-то привез из Америки четырехтомник Гумилева, звонил и радовался тому, что там есть «Открытие Америки». Из современников с восхищением относился к Белле Ахмадулиной, Борису Слуцкому, Давиду Самойлову. Как-то вернувшись со съемок у Говорухина, он спросил у меня: «Ты много знаешь наизусть из «Евгения Онегина»?» Я ответила, что не очень. И Володя сказал: «А Станислав Сергеевич — всё». Я потом тоже выучила его наизусть. 

— Давно вы работаете в музее?

— Я пришла в музей в 1990 году, а мой сын Никита Владимирович согласился работать там в 1996-м. Судьба потребовала этого. Я суетилась, считала, что надо искать какие-то материалы, а Никита мне сказал: «Мама, всё придет. Не торопись». Первое, что надо было сделать, так это построить театрально-концертный зал, создать хорошо оборудованную экспозицию, качественное фондохранилище. Он стал этим заниматься, и все постепенно начало приходить. Музей у нас государственный. Средств, конечно, не хватает. Фактически мы получаем зарплату для сотрудников. Выставки мы делаем почти без затрат. Вадим Асланян — продюсер фильма «Мой Гамлет», который вы видели, — купил нам несколько компьютеров и принтеров. До этого мы на таком старье работали, что смотреть страшно. 

— А на научно-исследовательскую деятельность вообще ничего не выделяется?

— Научной работой мы занимаемся, но не одни. Существует несколько университетов в Санкт-Петербург, Оренбурге, Омске, Новосибирске, сотрудники которых приезжают в Москву, и мы вместе обдумываем тему исследования. Потом они этим занимаются самостоятельно. Мы много работаем со школьниками. Я в последние годы предпочитала водить экскурсии именно для них. И вы видели это в фильме «Мой Гамлет». 

— Часто водите экскурсии?

— Сейчас уже нет. В последние дни февраля я уволилась, проработав в музее ровно 25 лет. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26867 от 24 июля 2015

Заголовок в газете: Наш Гамлет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру