В Стамбуле — демонстрации, которые зачастую заканчиваются потасовками, в Египте — внутренние революции, угрозы терактов от «Братьев-мусульман». Так что на пирамиды наши граждане предпочитают сейчас смотреть в Интернете.
Несмотря на советы туроператоров обратить внимание на страны, где национальная валюта упала вместе с рублем, — такие, как Аргентина, Колумбия, Мадагаскар, Чили, Сейшельские острова, — наши люди к ним не прислушиваются. А направляют свои взоры на Краснодарский край, Крым, Белоруссия и Абхазию.
— Многим россиянам сейчас вообще не до отдыха. Покупательская способность туристов упала, — говорит член комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров Россия Алена Загорец. — Хотя мы отмечаем увеличение продаж почти вдвое. Наибольшим спросом пользуются туры в Сочи и Крым. Больше стали интересоваться поездками на Алтай и Байкал. Но массовым направлением это не назовешь из-за дорогих билетов как на самолет, так и на поезд. Возрос интерес россиян к Армения и Грузия. Но самый большой спрос мы наблюдаем сейчас на экскурсионные туры: продажи на них увеличились почти в два раза. Это поездки в Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца, в Казань, Москва, Карелия. Наши туристы стали более любознательны. Причем едут как группами, так и индивидуально.
Интерес к внутреннему туризму аналитики связывают со всплеском патриотизма и появлением новых невыездных категорий россиян.
Отправляясь в путешествие по России, туристы сейчас все реже обращаются в турагентства. Россияне предпочитают ныне самостоятельно планировать путешествия. Сами покупают билеты, бронируют гостиницы, а экскурсионную программу покупают на местах.
По сообщениям пресс-службы Aviasales.ru, около 65% авиабилетов, приобретенных россиянами на период с июня по август 2015 года, пришлись на внутренние направления. Данная цифра на 15% выше, чем аналогичный показатель лета 2014 года.
Специалисты подсчитали, что на европейские направления пришлось лишь 15% объема летних продаж. При этом наибольшее число билетов в этом сегменте было продано в Барселону и Рим. Еще 10% летних перелетов будет совершено россиянами в страны СНГ.
— Глобальный рынок хотя и медленно, но восстанавливается, — говорит в свою очередь генеральный директор туристической компании DSBW Карен Гончаров. — Мы обеспечиваем интересы путешественников с повышенными познавательными и культурными потребностями. Акцент делаем на страны Западной Европы и Скандинавии. По прогнозам, мы рассчитывали на меньший спрос, чем по факту имеем сейчас. По-прежнему туристам очень интересна Франция, а также Германия. В январе и в начале марта ситуация вообще была катастрофическая. Не было, как в прошлом году, ни текущих заездов, ни бронирования туров. Раньше в январе уже бронировали поездки на майские праздники. В этом году майские туры стали бронировать только в конце марта. Спрос немножко сдвинулся. Плюс почти все туроператоры в межсезонье перестали выставлять избыточные предложения, когда туры продавались ниже себестоимости. Грубо говоря, когда турист соглашался ехать в середине февраля в Италия за 300 евро и даже за 250. Потом эти предложения закрывались прибылью за март–апрель. В этом году этого не было.
Туры начали бронировать, только когда начался сезон, где-то в конце марта, в апреле. Туристов, конечно, стало меньше, чем было до кризиса. Но я думаю, что к 2017 году рынок восстановится.
— Сейчас, наверное, испытывают трудности туроператоры, которые специализировались на Тунисе? Туристы опасаются ехать в эту страну из-за недавно произошедшего теракта.
— Тунис в плане масштаба бизнеса никогда не был сопоставим с такими странами, как Турция, Египет, Испания, Италия. Я не думаю, что отказ российских туристов ехать в эту страну как-то отразился на рынке.
Также туроператоры отмечают, что увеличился спрос на поездки в Китай, но с вылетами не из Москвы, а из регионов.