Голландцы изобрели «вечные» дороги, но не для России

«МК» решил выяснить, можно ли применить зарубежные ноу-хау в российских условиях

На днях нидерландская компания, занимающаяся развитием инфраструктуры, представила технологию пластиковых дорог. Новость о разработке тут же разлетелась по миру и даже заслужила оценку «революции в дорожном строительстве». Речь идет об огромных пластиковых плитах, полых внутри, которые можно складывать в будущую трассу, как части конструктора. Покрытие устойчиво для температурных перепадов от минус 40 до плюс 80 градусов Цельсия. При этом коммуникации (трубы, провода) легко упаковываются в специальные ниши внутри плит — и строительство трассы занимает несколько недель.

«МК» решил выяснить, можно ли применить зарубежные ноу-хау в российских условиях
Фото: Wolkerwessels.com

Пластиковые дороги (PlasticRoad) авторы предлагают делать на 100% из переработанного сырья и сообщают, что это отличная альтернатива привычному дорожному покрытию. Преимущества обещают и в строительстве, и в эксплуатации. «PlasticRoad является гораздо более износостойкой и открывает двери для новых инноваций, в том числе в сфере тихих дорожных покрытий, обогрева дорог и модульной конструкции. А внутреннее пространство плит может использоваться для кабелей, труб и отвода дождевой воды», — утверждают разработчики.

Правда, как оговариваются авторы, «пока это лишь «идея на бумаге». Следующий шаг — монтаж и экспериментальное тестирование, чтобы убедиться в безопасности пластиковой трассы в условиях сырости, наледи и т.д. Изобретатели бросают клич всем, кто готов подключиться к их пилотному проекту и вместе открыть новую эру в строительстве магистралей.

«МК» связался с экспертом, занимающимся строительством скоростных трасс в России, чтобы выяснить, насколько перспективно данное ноу-хау для нашей страны.

— Честно говоря, о голландской технологии я услышал от вас, но вообще идея не так нова, — пояснил собеседник. — Уже лет пять российские военные используют пластиковые плиты отечественного производства, чтобы быстро перебросить военную технику по болотистым и труднопроходимым местам. Только это не постоянная, а мобильная конструкция, которую собирают и увозят с собой дальше.

Что касается предложенной нидерландцами идеи, она, по мнению эксперта, пока вызывает больше вопросов. Например, как именно будут крепиться плиты к земле, не будет ли горизонтальных сдвигов при разгоне и торможении транспортных средств, какова несущая способность такой дороги? «Возможно, эта технология подойдет для велодорожек, но выдержит ли она легковой автотранспорт на скорости 150 км/час или грузовой до 100 тонн — не ясно», — уточнил специалист.

Кроме того, начать монтировать подобные пластиковые дороги в России на данный момент не позволит и законодательство: нет соответствующих ГОСТов, строительных норм и правил, сертификатов. Учитывая все обстоятельства, реально задуматься над «пластиковой альтернативой» в РФ смогут лишь лет через двадцать, резюмировал эксперт, и то — для каких-нибудь отдельных участков. Собеседник подчеркнул, что надежнее асфальтобетона и способов, столетиями опробованных еще нашими дедами и прапрадедами, сегодня ничего не придумано.

Кстати, известие о том, что индийский профессор из инженерного колледжа города Мадурая запатентовал технологии по добавлению измельченного пластика в дорожную смесь, за которыми якобы охотились бизнесмены из многих стран, также не вызвало никакого трепета у нашего эксперта. По его словам, отечественные строители давно пользуются аналогичными приемами, чтобы повысить качество асфальта.

Между тем несколько лет назад американские исследователи Скотт и Джули Брусо занялись разработкой дорожного покрытия из солнечных панелей. По подсчетам ученых, вырабатываемой такими трассами энергии должно хватить на освещение проезжей части, зимний обогрев, светофоры, информационные табло, а сверх того — на зарядку электромобилей. Опытный образец был собран из шестиугольных солнечных панелей, а вместо традиционной разметки использовали диодную подсветку. При этом первой в мире действующей «солнечной магистралью» стала 70-метровая велосипедная дорожка опять же в Голландии. В сутки по солнечным элементам, встроенным в бетон, проезжает более двух тысяч велосипедистов. Дорожка защищена особым покрытием, чтобы батареи не портились. Стоимость ста метров «светлого пути» составляет около трех миллионов евро. Но разработчики из исследовательского института Нидерландов надеются «облицевать» в будущем тысячи км дорог.

Зато, как уже писал «МК», москвичам к октябрю этого года обещали предоставить 600 метров своей инновационной дороги. Речь идет о подъездном пути к IT-технопарку МФТИ в поселке Северном (Северо-Восточный округ). Проект уходит корнями еще в 2011 год, когда Минэкономразвития вместе с «Роснано», РВК и другими организациями составили список из пяти пилотных проектов, которые могли бы стать лицом современной России: «Умный дом», «Современная школа», «Электрический транспорт», «Магазин будущего», и в том числе трасса. Как указывалось в техзадании, строители должны будут установить на дороге «интеллектуальные транспортные системы», «энергонезависимые системы освещения» и использовать всяческие продвинутые решения вроде «геотекстиля для повышения несущей способности основания дорожной одежды», «уплотнения грунтов микровзрывами» и «стабилизирующих добавок». Не говоря о видеофонарях, ГЛОНАСС, переходах с лифтами. Результат мы увидим совсем скоро. И, возможно, качество нашей инновационной дороги будет столь замечательным, что мы перестанем удивляться достижениям зарубежных конструкторов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26863 от 20 июля 2015

Заголовок в газете: Голландцы изобрели «вечные» дороги

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру