Итоговые политические аналитические программы ушли. До лучших времен, до сентября. И наши вещие Олеги, наши Дмитрии Киселевы, Владимиры Соловьевы, Петры Толстые и та самая Ирада Зейналова улетели прохлаждаться куда-нибудь на продвинутые курорты, а нас, грешных, здесь оставили. Мы-то уж так к ним привыкли, уж так привыкли… Ждем не дождемся субботы с воскресеньем и смотрим их подряд, смотрим…
А теперь… Если завтра война (не дай бог!), если завтра в поход? Против кого дружить, от кого отбиваться, кто нам прополощет мозги в правильном направлении, кто укажет, где враги, а где друзья? Конечно, за годы их прекрасной работы мы кое-что уже кумекаем, «мы на нем собаку съели, если повар нам не врет», фашистов от ополченцев отличить можем.
Но ведь жизнь не уходит на летние каникулы, она продолжается. Кто нынче откроет нам глаза на Грецию? И вообще, можно ли туда ехать отдыхать? Вот Киселев знал, Соловьев знал, даже Ирада Зейналова знала — а теперь-то что?
Что покупать в магазине и за какие деньги? И вообще, как там доллар, как нефть-кормилица? Вот тут на днях Обама поздравил Путина с сорокалетием незабываемой стыковки в космосе «Союз»—«Аполлон»… Так, может, нам Обаму простить уже, записать в друзья? Или еще рано?
Без вас же расслабимся, растренируемся, забудем, как Родину любить. Перейдем на одни сериалы, привыкнем к ним, а тут вы через два месяца вернетесь. А вдруг мы вас уже не захотим, вдруг сами начнем уже чего-то соображать?
Ну, этого наш телевизор никогда не допустит. На то он и светит своим голубым отраженным экраном, чтобы мы садились в нужное время, включали кнопочку и слушали инструкции по применению.
Но вы в нас верите, мы понимаем, поэтому и решили оттянуться, забыть свой народ на время. И мы не подведем, не подкачаем. Не забудем, что весь год проходили, не простим. А вы отдыхайте, родимые, и ни о чем не думайте. Перетрудились, чай, нас образовывая, оболванивая? Так что хорошего вам купания, загорания. И все включено.
Ретро втроем
Встретил на днях Льва Новоженова: «Где вы сейчас, Лев Юрьевич?» — «Да вот выпросил отпуск на «НТВ Мир», поеду в Черногорию. Да, и на ТВ3 у меня еще рубрика». ТВ3? Это сильно!
«НТВ Мир» — это то, что на зарубеж идет. То есть здесь мы Новоженова практически не видим. Ну а то, что он на маленьком, но гордом канале ТВ3 имеет свои три минуты славы в день — это мистика какая-то. На первом-то мистическом!
А когда-то, в 90-е, он блистал не по-детски. «Времечко», «Сегоднячко», «Старый телевизор», «Спросите Ливщица» — это было, возможно, чуть ли не лучшее, что предлагал нам телевизор, тогда совсем еще не старый. Он, Новоженов, так неспешно входил в кадр, неспешно размышлял, что-то говорил негромко. Весьма важное, а совсем не мистическое. Но телевизор — такая вещь, сегодня ты на коне, а завтра кто-то слишком умный и всемогущий скажет тебе: «Все, парень, ты устарел, не вписываешься, извини…» И парень уходит в небытие.
На канале «Ностальгия» я смотрю «Акулы пера». Еще и двадцати лет не прошло, а это уже ностальгия, ретро, прошлое, хорошо забытое. Туда приходили звезды шоубиза и раскрывались как люди. А журналисты, те самые «акулы», просто задавали им вопросы. Замечательно формулировали, с подходцей, по всем законам драматического искусства. Хотя все было довольно жестко, никто ни на кого не набрасывался, не перекрикивал, не передергивал. Управлял всем этим позитивным «безобразием» Илья Легостаев, в те же 90-е, тоже, на мой взгляд, один из лучших телеведущих. Да, всего-то 96–97 гг., а давно уже не в формате.
А теперь надо говорить быстро, громко, нагло, потому что, если запнешься хотя бы на секунду, тебя сожрут и не подавятся. Если ты будешь интеллигентно экать и мекать, как Евгений Киселев когда-то, — пиши пропало, не будет тебя в телевизоре. Время такое, стремительное, клиповое, примитивное. И: не переключайтесь, не переключайтесь!..
Вот я и заскучал по тому «старому телевизору». Зря, конечно. Надо же быть в тренде и идти в ногу, так сказать. А тоскуют, ностальгируют только лишь какие-то неполноценные зрители, не вписавшиеся. Ну, значит, я такой и есть.
Анализ ДНК
Ну вот, опять ДНК. Это так круто! Героиня — девушка симпатичная, до любви охочая, местами одинокая. Этому дала, этому дала, ну и этому… Ребенок, соответственно. А отец кто?
Это подавалось с такой помпой, с предварительными анонсами, с рекламой: «Только один день (или даже два!) у нас на канале «Россия» в программе «Прямой эфир» при помощи сдачи анализа на ДНК найдут того, единственного, который… Спешите видеть!»
И вот уже ведущий Борис Корчевников, интеллигентный мальчик, беседует с народом в студии. Народ ругается друг на дружку, иногда дерется. Но это же здорово, шоу-то продолжается! Вот вам девушка. А вот вам ее муж, некоторое время назад проходивший суровую школу жизни в местах не столь отдаленных. Его закрыли, а одной тяжело. Ну и свято место пусто не бывает — другой пришел, сердешный. Помог чем мог. Но муж потом-таки вернулся. А кроме мужа и этого другого еще кто-то был, не без этого. И тут, конечно, только ДНК нас рассудит, а кто ж еще.
Это все здорово, конечно. Только опоздал Корчевников, да. Все уже было в этом бренном мире. Был Андрей Малахов, который при помощи ДНК и год назад, и два сделал себе суперрейтинг. Самый-самый большой! Оказалось, людей хлебом не корми, а дай выяснить, кто тут у нас сегодня отец. По науке, конечно. Смотрели просто как звери. Миллионы зрителей не отрывались от экрана, ждали, чем все закончится. Дождались, что Малахов со своим «Пусть говорят» вышел в абсолютные лидеры сезона.
Правда, некоторое время назад анализ ДНК перебила Украина и все новости на эту болевую тему. Однако вторым (что тоже весьма почетно!) был тот же самый товарищ с ватной палочкой, которую просовываешь за щеку — и ага!
И вдруг «Прямой эфир» летом, когда ТВ-сезон практически уже закончен. Чего это они вдруг решили? Тема ДНК — с бородой уже, отыграна, неэксклюзивно как-то. Где ваш креатив, друзья? Ну, подумайте, пошевелите мозгами. Ведь бывают еще и родящие бабушки, и беременные мужики. Да мало ли что в жизни творится. Надо только искать с широко открытыми глазами. И найдете, обязательно. А повторять зады Малахова несолидно как-то для такой большой государственной телекомпании и ее важнейшего ток-шоу.
Но хочется рейтинга на халяву, понимаю. Только ничем помочь уже не смогу.