Латиноамериканский вояж: Папа Римский бьет по капитализму

Критики считают Франциска чуть ли не «марксистом»

Нет, это не призрак коммунизма бродит по Европе. Это Папа Римский Франциск отправился в поездку по странам Латинской Америки. И тем не менее весь реакционный мир приходит в бешенство от его проповедей. Одни «шьют» ему социализм, другие — коммунизм. И все вместе — марксизм. Потому что он бьет прямой наводкой по капитализму.

Критики считают Франциска чуть ли не «марксистом»

Его выступления — смесь библейского гнева и апокалиптических предсказаний. Он сравнивает эксцессы глобального капитализма с «навозом дьявола». Он не просто клеймит «страсть к деньгам». Он называет ее «диктатурой, которая проклинает и порабощает мужчин и женщин». Он говорит о том, что капитализм порождает неравенство, которое, по его словам, является основой глобальной несправедливости и главной причиной опасных климатических перемен. На прошлой неделе Папа принес исторические извинение, или лучше сказать, попросил о прощении за преступления римско-католической церкви в период испанского колониализма и призвал к «глобальному движению против нового колониализма», коренящегося опять-таки в экономическом неравноправии. Иногда создавалось впечатление, что молитвы Папы содержат призывы к социальной революции.

«Это не теология, и не ее он проповедует с горных вершин», — говорит директор Института политических исследований и католицизма Католического университета Америки в Вашингтоне Стефен Шнек.

Да, это не теология власть предержащих. А была ли чистой теологией антикоммунистическая пропаганда Папы Иоанна-Павла II? Или его политика объединения всех мировых правых сил против Кремля? Сейчас противники Франциска не против его политизации, а против ее направленности.

Папа Франциск считает главным грехом капитализма нашей эры его неспособность и нежелание создать «справедливое и достойное» существование для бедных мира сего. Он говорит, что человечество еще никогда не было столь богатым как сейчас, но растущее неравенство и повторяющиеся финансовые кризисы спутали мысли избирателей, политиканов и экономистов.

То, что происходит сейчас в Испании и особенно в Греции, это не просто всплески левацкого популизма. В Соединенных Штатах на арену большой политики вышли такие либеральные сенаторы как Элизабет Уоррен, штат Массачусетс, и Берни Сэндерс, штат Вермонт. Последний даже включился в президентскую гонку. Они толкают лидера демократов Хиллари Клинтон влево.

Папа Франциск доказывает, что свободный рынок не может быть свободным. И даже некоторые гиганты этого рынка вынуждены соглашаться с ним. Так Джордж Сорос, которого этот рынок сделал миллиардером, и который истратил миллионы на его пропаганду и продвижение, сейчас признает, что «маятник слишком качнулся вправо».

Роберт Джонсон, исполнительный директор Института нового экономического мышления, говорит: «Я думаю, что Папа поет под музыку, которая уже витает в воздухе. И это хорошо. Именно так поступают артисты. Папа чувствует, что нынешней капиталистической системе не хватает легитимности». Почему я процитировал именно Джонсона? Потому что его Институт финансирует Сорос. Недавно Институт получил от него 50 миллионов долларов.

Некоторые католические историки видят в деятельности Папы Франциска продолжение политики Папы Льва ХIII, который в 1891 году в своей энциклике «Rerum Novarum», то есть о «Положении труда», выступил за «экономическую справедливость» по отношению к рабочим. Недаром Шнек из Католического университета говорит, что Папа Франциск как бы напоминает власть имущим: «Мы говорим об этом больше одного столетия, но никто к нам не прислушивается». По мнению Шнека, Папа Франциск «обуян сильным чувством спешности, поскольку он находится на первой линии вместе с реальными людьми, а не только с цифрами и абстрактными идеями. Опыт работы с маргиналами Аргентины (Папа — аргентинец) является источником его вдохновения как понтифика».

На днях Папа выступил в Санта-Крусе перед 2000 боливийских социальных активистов, фермеров и разнорабочих. Хотя он встречается с главами государств, Папа неизменно повторяет, что перемены придут лишь снизу, от бедняков или их предводителей. Франциск считает, что бедняки выстрадали свое знание жизни, которое они используют, сколько их не пытаются вышвырнуть в мусорный ящик истории. Он видит их на острие экономического и климатического кризисов, которые потрясают нашу планету.

В Боливии похвалы Папы заслужили кооперативы и другие аналогичные местные организации, которые, по его словам, обеспечивают «продуктивную экономику для бедняков». Папа восклицал: «Как разнится всё это от ситуации, когда те, оставленные позади свободным рынком, эксплуатируются слово рабы!»

Репортеры, сопровождавшие Папу в поездке по Латинской Америке, отмечают в его выступлениях риторику Ветхого Завета. Они говорят, что подобная риторика будет неуместной во время его визита в Соединенные Штаты. (Сентябрь этого года). И ссылаются на то, как была принята в Америке его энциклика об окружающей среде – консерваторы посчитали ее слишком пессимистичной; они заявляют, что Папа «перереагировал» и «опасно преступил границы религии, проклиная капитализм» («Нью-Йорк таймс»).

Преподобный Роберт Сирико, президент Эктонского института по изучению религии и свободы, а вернее, экономики свободного рынка, пишет: «Я хотел бы, чтобы Франциск фокусировался на позитивном, на том, как свободный рынок действует в этическом обрамлении, согласно законам права, а не прыгал бы от реальности человеческой нищеты к рыночной экономике, считая именно ее проблемой».

Наиболее ретивые критики Папы Франциска видят в нем или марксиста, или даже латиноамериканского коммуниста. Да, его поездка по странам Латинской Америки началась с Эквадора и Боливии, где у власти левые правительства. Боливийский президент Эво Моралес слушал речь Папы с изображением Че Гевары на лацкане своего пиджака и подарил ему распятие, сделанное в форме серпа и молота.

Однако главным в поездке Папы по странам Латинской Америки было возрождение католической церкви, но как церкви бедняков. Его извинения за деятельность церкви в сотрудничестве с колонизаторами вызывали громкую и положительную реакцию человеческих толп. В речах Папы давало знать о себе его неприятие Pax Americana, когда Латинская Америка и ее профашистские режимы управлялись из Вашингтона. Как говорил президент США Франклин Делано Рузвельт: «Да, они сукины сыны. Но зато это наши сукины сыны!»

Сейчас тема неравенства с легкой (или тяжелой?) руки экономиста Томаса Пикетти вышла на первый план. Его книга «Капитал в ХХI веке» стала неожиданным бестселлером. Автор считает это неравенство естественным результатом свободного рынка. Но при всем при том правящие классы опасаются не столько писаний Пикетти и других экономистов, сколько посланий Папы Франциска. Папа не «обматывает» неравенство и нищету вокруг новых экономических теорий, а подает их в категориях морали. «Работа вокруг справедливого распределения плодов земли и человеческой активности это совсем не филантропия, — говорит Папа Франциск. — Это моральная обязанность. Для христиан ответственность тем более велика. Для них это заповедь».

Папа считает, что силы, выступающие против неравенства и свободного рынка, это молодое поколение. Он говорит, что не обладает «новым рецептом», который быстро изменил бы мир. Но он оптимист, когда говорит о «процессе перемен», происходящем в низах общества. «Что может быть сделано этими студентами, этими активистами, этими миссионерами, которые приходят ко мне с сердцами полными надежд и мечтаний, но без реального решения моей проблемы?» — вопрошал Папа, выступая в Асунсьоне, и сам же отвечал: «Ими может быть сделано многое. Вы, униженные, эксплуатируемые бедняки и непривилегированные, можете сделать многое, и вы уже делаете это. Я бы даже сказал, что будущее человечества в огромной степени в ваших собственных руках!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26858 от 14 июля 2015

Заголовок в газете: Папа бьет по капитализму

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру