Это случилось с разницей в неделю: в третьем чтении был принят закон о «праве на забвение» в Интернете. И до российского проката добрался хоррор продюсера Тимура Бекмамбетова и режиссера Лео Габриадзе «Убрать из друзей», в котором дух умершей девушки Лоры оборачивается компьютерным вирусом и выплескивает смертельную обиду на бывших друзей, пытаясь выпытать из них информацию о том, кто же выложил в Сеть видео с Лорой, которое и довело ее до самоубийства.
За фантастическим сюжетом — правда жизни. Реальная проблема с ростом числа самоубийств среди затравленных до отчаяния издевательствами в социальных сетях. Принятый закон, вступающий в силу 1 января 2016 года, как раз призван решить эту проблему. На бумаге он позволяет всем гражданам (а значит, и придумавшим его депутатам) потребовать от поисковых систем удалить выдачу активных ссылок на информацию о них старше трех лет при условии, что она потеряла актуальность. Закон этот — во многом поспешный — породил много споров. Депутаты ссылаются на защиту частной жизни. Гражданам видится призрак цензуры, а также не очень тщательно завуалированная попытка все тех же депутатов скрыть некоторые факты своей жизни. Громче всех возмущаются представители поисковых сервисов: на них теперь упадет груз дополнительной бюрократической работы.
Кажется, хоррор «Убрать из друзей» примирит оба лагеря. Во всяком случае, он вполне доходчиво дает понять: ни о каком забвении не может быть и речи. Все, что однажды попадает в Сеть, остается там навечно. Как добродетели, так и грехи. Непонимание, а тем более протест против этого явления, неизбежно влечет за собой серьезные последствия. Необязательно связанные со смертью. Игра в правду, может, и сохранит вам жизнь, но изменить до неузнаваемости обязана.
Ровно это и случилось с Эдвардом Сноуденом — героем документальной ленты «Citizenfour: правда Сноудена», по соблазнительной случайности выходящей в прокат в один день с «Убрать из друзей». Это тоже во многом знаковый фильм (кроме всего прочего — еще и лауреат премии «Оскар»). Не столько шпионский триллер, сколько камерная драма о жизни одного в известной степени маленького человека. Нашедшего убежище в России программиста из США, долгое время сотрудничавшего с американской разведкой. Благодаря Сноудену достоянием общественности стала информация о массовой слежке, которую в обход Конституции власти ведут за собственными гражданами.
Новость об этом, как и разоблачения WikiLeaks ранее, сначала тоже спровоцировала бурное общественное обсуждение. Было сделано немало озабоченных заявлений на самом высоком дипломатическом уровне. А потом возмущение незаметно сошло на нет, и жизнь пошла своим чередом.
За исключением Джулиана Ассанжа, запертого в посольстве Эквадора в Лондоне. И Эдварда Сноудена, растворившегося в России.
Все вместе эти, казалось бы, совершенно разные истории: и депутатов, пытающихся скрыть нежелательную информацию, и программистов, пытающихся выложить ее в открытый доступ, — пытаются что-то рассказать нам о мире, в котором нам предстоит оказаться уже скоро.
В нем пользователи будут выкладывать в Сеть исчерпывающую информацию о себе еще до того, как ими заинтересуются спецслужбы. В этом мире ни у кого из нас не будет права на ошибку. Другими словами, выживет не тот, кто придумает самый сложный язык шифрования и неприступный файерволл (программа, позволяющая защитить данные от доступа извне). Как и любой замок, его можно будет вскрыть. Как и любую стену, ее можно будет разрушить.
Будущее за теми — кому в принципе нечего скрывать.