– Николай Сергеевич, в описаниях празднований Ивана Купала есть упоминания о неких ритуальных бесчинствах...
– Это, выражаясь современным языком, «эксклюзив», существовавший в некоторых местах у восточных и полесских славян. Там считалось, что наряду с другими, классическими ритуалами праздника – прыганием через костер, купанием в реке, поисками цветка папоротника, опусканием венков в воду... – нужно еще обязательно совершать в эту ночь поступки, которые во всякое другое время иначе, как хулиганскими и даже уголовными не назовешь.
Вот лишь некоторые из традиционно совершавшихся «купальских» бесчинств (а занималась ими всегда молодежь):
Пробравшись в соседние дворы, снимали ворота и калитки, разбирали заборы из жердей, вытаскивали из сараев лестницы, колоды, дровяные козлы, разбирали поленницы дров... И все это вытаскивали на улицу, перегораживая ее такой импровизированной баррикадой. В других вариантах можно было часть «имущества» забросить на крышу сарая или дома. Или – оттащить к воротам сельского погоста, на берег реки, повесить повыше на ветках большого дерева... Еще один способ «правильно набедокурить»: взобравшись на крышу соседского дома, закрывали куском доски или железа печную трубу так, чтобы дым шел в избу... Можно было, оставив в покое печку, просто подпереть снаружи чем-нибудь тяжелым двери, чтобы хозяева выйти не могли. Парни выкатывали со дворов чужие телеги (а то и сани) и, впрягшись в них, катали по деревне хохочущих девчат. Наконец, в списке есть даже элементарное воровство: угоняли из сараев лошадей и коров... Причем часть из всего этого «экспроприированного» имущества попросту перетаскивали в соседние дворы – фактически осуществляя подмену одной буренки на другую, одного плуга на другой...
– Ну а хозяева-то что же? Неужели мирились с подобным нашествием?
– Им, согласно традиции, положено было мириться. По утру, конечно, большую часть вещей и предметов возвращали на свои места. Хотя кое-что и пропадало, но это были, так сказать, «издержки» праздника.
– В чем же смысл подобных «криминальных» обрядов?
– Все это растаскивание, переворачивание вверх тормашками, бутафорское разрушение, перегораживание дороги можно отнести к категории очистительных и охранительных обрядов. В сочетании с «огненным» и «водяным» правилами празднования такие действия в ночь на Ивана Купала могли, согласно представлениям наших далеких предков, помочь прогнать подальше от селения нечистых духов и «врагинь» – ведьм, русалок..