«Связь между двумя терактами заключена в том, что два человека, которые совершили захват заложников в Бардо, и тот человек, который напал на туристов в Сусе, проходили обучение в одном и том же террористическом лагере, расположенном в Ливии, – заявил, отвечая на вопрос «МК» Али Гутали. – Все эти три человека принадлежат к одной и той же террористической организации, которая ставит перед собой цель разрушить культурные и исторические места в Тунисе. Сейчас идет расследование, которое пытается подробно изучить связи между этими террористами – корни этих лагерей и корни этой деятельности. То есть расследование направлено на то, чтобы определить масштабы этих отношений. Вы знаете, что ситуация в Ливии способствует деятельности этих террористических лагерей. К сожалению, оружие и иногда люди проникают и в Тунис с территории Ливии. Есть и другие данные, которые сейчас изучаются».
Дипломат заявил, что у недавнего нападения на туристов есть внешние и внутренние причины. По его словам, внешними факторами стала ситуация в Ливии и Ираке, где вмешательство международного сообщества во внутреннюю жизнь государства привело к вооруженному хаосу. «Этим воспользовалась организация, которая называет себя «Исламское государство» (ИГ) и еще ряд других группировок, – заявил Али Гутали. – Результатам вмешательства во внутренние дела стало возникновение различных вооруженных формирований. Возникло противостояние различных течений внутри ислама, появились противоречия между шиитами и суннитам. Это все также привело к углублению взаимной ненависти. Это безусловно стимулировало ИГ к усилению своей деятельности и привело к росту терроризма. Подобные события мы наблюдаем и на арабском востоке, и на арабском западе, но ситуация в Ливии нас тревожит больше всего».
«Наряду с внешними причинами, существует и одна внутренняя, – также заявил глава тунисской дипмиссии в Москве. – У нас четыре года назад произошла революция. В новых политических условиях новые госструктуры имеют мало опыта. У нас было много митингов, демонстраций, протестов. После революции эти митинги усилились, и их было довольно много. Это, конечно, не способствовало укреплению порядка в стране. Вместе с этим государство объявило в стране различные гражданские свободы, но, к сожалению, понимание этих свобод и то, как ими пользоваться, у некоторых было своеобразным. Ряд организаций и даже ряд мечетей начали действовать, распространяя идеи, призывающие к ненависти и джихадизму». По словам посла, после теракта в Сусе, по решению властей, были закрыты 80 мечетей, которые вызывали наиболее сильное подозрение у органов безопасности. «Также мы осознали необходимость принятия мер против партий и организаций, нарушающих конституцию», – пояснил Али Гутали, очевидно, имея в виду исламистские организации.