«Меня зовут Абдель Сатар. Я сириец из города Алеппо. Когда в Сирии началась война, я приехал к своему брату в украинский город Донецк. К тому времени мой брат жил здесь уже 14 лет с женой и двумя детьми, - рассказывает мужчина в интервью агентству. - Но когда мы с семьёй приехали на Украину, здесь тоже началась война».
С началом военных действий брат Абделя покинул Донецк, переехав в Европу. Беженцы рады бы последовать за ним и найти, наконец, мир – но проблемой является отсутствие украинских документов, есть только виды на жительство, а значит, нет возможности получения визы. Да и младший ребенок, которому только полгода, документов не имеет вовсе. А все попытки уехать их Донецка кончались неудачей: ряд введенных после начала военных действий украинских законов жестко ограничивает возможность перемещений, если это касается территорий непризнанных республик.
«Я хотел бы обратиться к властям Украины. Мы живём здесь как беженцы, прибывшие из страны, где идёт война. Украина должна исключить нас из закона о передвижении внутри страны, согласно которому украинцы должны иметь пропуска. Мы не украинцы и мы не имеем к этому никакого отношения», — подытоживает сириец.
В данный момент на территории Украины и Донбасса передвижения сильно ограничены. Так, С 18 июня запрещено автобусное сообщение с территориями, контролируемыми самопровозглашенными республиками; пересекать границу можно только на личном транспорте или на такси. С августа обещан ввод электронных пропусков. Проблемой для жителей ЛНР и ДНР становятся и поездкой с детьми: въехать на территорию республик несовершеннолетний может только при наличии определенных документов, которые в нынешней обстановке достать весьма проблематично. Правда, введенные СБУ правила пересечения линии противостояния предусматривают беспрепятственный выезд с территорий Луганской и Донецкой республик людей вне зависимости от возраста и наличия документов – но, как в очередной раз подтверждает приведенная история, то, что заявляет украинская сторона и то, что она делает – две, как говорится, большие разницы. Что уж говорить о семьях, если даже Красный Крест уже заявлял, что ему – международной организации! – не всегда удается провезти гуманитарные грузы в Донбасс через территорию Украины.