На фоне интернета, телевидения, политических волнений и желания хорошо отдохнуть летом, всем нам, как-то не до хороших книжек - их просто некогда читать. Но если бы не было лень, и рука перевернула знакомую страницу, то там бы мы обнаружили всё – и что было, и что будет, и чем сердце успокоится.
«12 стульев» не зря называют великим романом – всё, что мы хотели бы знать о методах жуликов, орудующих при командно-административной системе, там описано ярко и подробно. И что особенно забавно (или печально?) - некоторые современные сюжеты из российской действительности, кажутся сошедшими со страниц романа, написанного в 1927 году.
Вот свежий случай: в поселке Сумкино под Тобольском установили памятник «Защитникам Отечества во все времена». Как оказалось, на нем был изображен некий Вернер Гольдберг. В свое время Гольдберг послужил фотомоделью для нацистской пропаганды как «идеальный германский солдат».
Тут вспоминается замечательный эпизод, когда не умеющий рисовать Остап Бендер, чтобы отправиться вместе с театром «Колумб» на пароходе, назвался дипломированным художником, выпускником ВХУТЕМАС, а Кису Воробьянинова представил своим подмастерьем. Здесь точно подмечена деталь, как именно работала агитация при большевизме-социализме - есть деньги, которые осваивали, после чего города усеиваются уродливыми рабочими-колхозницами. А слева-справа лепится какой-то гигантский призыв.
Куда призывали? Да куда хотите! Может повысить урожай, может увеличить надои. Может получать пятёрки в школе. А может «требовать долива пива после отстоя пены!» - такой призыв «Росглавпива» сопровождал моё детство.
Смысл подобной пропаганды так же прост, как и её осуществление – из столицы спускается команда о тематике, выделяются деньги. А вот дальше - там, в регионах, какие-то талантливые художники должны проникнуться идеей. И, в результате, города и веси должны быть не только потрясены красотой плакатов, растяжек и билбордов, но и немедленно, согласно призывам, увеличить те же надои, повысить урожай или получить пятёрки в школе.
Так в идеале, а на деле всё наоборот: Остап Бендер и Киса живы, а их жульнический бизнес процветает и приносит немалый доход. Киса теперь сидит в регионах, в каком-то местном отделе культуры. А у Остапа Бендер-Мария-Бендер-бея есть небольшая компания по изготовлению «наглядной агитации» в Москве. Киса особо не морочится и заказывает всё у Остапа, а последний, присылает готовое – нужно только развесить и подцепить.
Эта система работала долгие годы. Да и, скажем прямо, в подобном распределении труда-денег ничего порочного нет, ибо в столичных регионах и техника получше, да и дизайнеры покруче. Так и работала система, пока выяснилось, что, возможно, московские дизайнеры и закончили давно почивший ВХУТЕМАС (Высшие художественные технические мастерские), но, что касается совести, то там и первый класс не окончен. Ибо там, в Москве, действует своя жуликоватая система. Старший начальник даёт тему младшему, младший – среднему, а средний – исполнителю.
Что касается исполнителя, то он делает самое простое – открывает Гугл или Яндекс, откуда и берёт, для основы, изображение какого-то рабочего или колхозницы.
Это подробное описание было необходимо для того, чтобы понять, как эта жуликоватая система дала сбой.
Как и в случае с Остапом Бендером и Кисой, должно было наступить утро, когда начальство на корабле взглянуло на рисунок-мазню, и поняло, что его обманули.
В наших реалиях обычно таким утром становится День Победы, или 22 июня — почему-то агитация от современных Бендеров связана в первую очередь именно с Великой Отечественной.
Увидев, что приближается славная дата, начальство в Москве привычно выделяет деньги, а в регионах привычно не морочатся и заказывают плакаты и билборды у «профессионалов».
А «утром» все видят, что города и вести увешаны портретами… гитлеровцев, эсесовцев и их нацистской техникой – самолётами и танками.
Не верите?Вот примеры нескольких последних лет. Города меняются, суть остается.
В Челябинске уличный билборд ко дню Победы вышел с фотографиями немецких солдат, позирующих на фоне танка Т-34-76 образца 1940 года.
Волгоград, 2010. Снова плакат ко Дню Победы. На этот раз, фото с немцами на фоне тяжелого танка ИС.
Алапаевск. Плакат. Марширующие солдаты вермахта и георгиевские ленточки.
Ивантеевка. Плакат. Георгиевская ленточка, надпись "Они сражались за родину" и фото пилотов бомбардировщика Юнкерс 88.
Немецкие солдаты появлялись на плакатах в Ухте и Элисте.
Таких примеров за последнее время наберётся с десяток.
Иногда, впрочем, жуликоватые дизайнеры не ограничивались фашистами: в Златоусте, к примеру, хотя бы американцев отрисовали, размещающих флаг над Иводзимой.
Но вернемся к памятнику с доблестным защитником Третьего рейха в Тобольске.
Безобразие это? Полное безобразие! Оскорбительно это для граждан страны? Несомненно!
Давайте тогда, по старинной русской традиции, искать «кто виноват».
В Тобольске было так: заказчик передал фирме-изготовителю эскиз памятника. Изготовители, в свою очередь направили эскиз в московскую фирму, которая обработала картинку и прислала обратно готовый файл для гравировального станка. Фирма-изготовитель набила эту картинку на камень. И никто не заметил подвоха, не спросил, а что это за красавчик в каске? Да и зачем спрашивать – что, среди русских солдат красавцев не было?
Виновато ли московские идеологи, спускающие указание нарисовать плакаты, посвящённые Дню Победы? Вроде нет.
Виноваты ли региональные власти, заказывающие работу у столичных и прочих «профессионалов». Не виноваты – в столице всё делают лучше, там возможностей больше.
Виновата ли столичная контора, которая поручила сделать эскиз какому-то «крайнему» исполнителю?
И да, и нет. Знаете, как комментирует случай в Тобольске с объяснениями девушка, придумавшей этот эскиз?
"Я что разбираюсь - немецкая там каска?"
Так кто тут виноват? Как ни странно, ответить трудно.
Наша девушка – дитя своего времени, она видимо заканчивала что-то, не более, чем ВХУТЕМАС. Она честно залезла в Гугл-Янедкс и выбрала хорошее мужественное лицо «солдата-победы». Такую пропаганду во время той войны качественно штамповали немцы и американцы. Попробуйте найти русский снимок – это будет затруднительно, - русские солдаты с землистыми лицами лежали в окопах, либо в безымянных могилах. Им было не до съёмок.
Кто виноват? Вроде никто. Мне тут намекнули, что московские хлопцы могли изготавливать подобные обманки просто ради прикола, но я думаю, что перед нами тотальная безответственность в столице, и тотальное раздолбайство в провинции.
Однако, есть еще кое-что.
В случае с Остапом и Кисой, утро высветило лишь уродливый рисунок. Остап со своим подмастерьем были, хотя бы, честными – они старались нарисовать что-то правильное. В случае с солдатами Вермахта, поздравляющими россиян с Днём победы, мы видим лишь полный пофигизм по отношении к без малого тридцати миллионам погибшим в той страшной войне.
Отчего пофигизм? Может оттого, что война уже далеко; может, родители ничего не объяснили; может оттого, что сейчас фашистом называют кого ни попадя.
Последнее, думаю, самое важное. Простота, с которой фашистом именуется любой, кто не мил нашей политике, та безответственность, с которой этот ярлык вешается любому несогласному в политических телепередачах, - всё это снижает трагизм воистину героической Победы. Вдумайтесь, ведь девочкам и мальчикам, которые лепят над подписью «Защитникам Отечества во все времена» лицо нацистского солдата, нужно всего лишь включить мозги. Но девочки-мальчики их не включают – когда слово «фашист», по частоте упоминания, можно сравнить разве что со словом «Родина» или «Любовь», нужно ли заморачиваться, какой именно формы каска на красавце со старинной фотографии.
Вроде никто не виноват, но все оскорблены.
Точно, как пассажиры того самого корабля, на котором плыли Бендер и Воробьянинов.
Разница лишь том, что Киса и Остап утром позорно бежали, а наши «профессионалы» сидят на своих местах.
И готовы нацепить любую каску на любое лицо к любой дате.