Десятки детей погибли, выпав из открытых окон. Как остановить череду смертей?

Детки — мимо сетки

 «Вас какой упавший ребенок интересует? Они к нам чуть ли не каждый день поступают», — говорит мне главный врач НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Александр БРЯНЦЕВ. 

От этих слов по спине бежит холодок. К сожалению, аккурат с наступлением жарких дней в столице, да и не только в Москве, открывается страшный сезон падений любопытных малышей из окон многоэтажек. Кроме этого, резкий скачок числа травмированных детей специалисты также связывают с появлением в обиходе граждан москитных сеток — весьма хрупкого сооружения, которое детьми воспринимается как надежная опора. И так из года в год, как бы ни старались врачи, сотрудники отделов по делам несовершеннолетних и спасатели донести до родителей все способы, как уберечь своих детей от подобных трагедий. Корреспондент «МК» детально разобрался при помощи специалистов в различных областях, что могут и должны делать взрослые, чтобы уберечь своего ребенка.

Детки — мимо сетки

В НИИ неотложной детской хирургии и травматологии я приехала, чтобы справиться о состоянии здоровья двухлетнего жителя подмосковного Фрязина. История страшна своей банальностью: Тимофей находился дома вместе со своей мамой в квартире на 11-м этаже одного из домов по улице Горького.

— Помимо Тимофея у меня есть девятимесячная дочь, — рассказывает мама мальчика Наташа. — В тот день я на полминуты зашла с ней в ванную комнату. Тимофей остался в комнате, она у нас одна. Окно было приоткрыто: на режим проветривания оно не ставится, мы просто закрепили створку веревкой, чтобы в комнату попадал свежий воздух. Когда я вернулась в комнату, то она была пустая. А окно распахнуто...

Наталья бросилась на улицу, где ее ждала страшная картина: малыш без сознания лежал на земле. К слову, Тимофею повезло. Он упал не на асфальтовую дорожку, а угодил на крохотный участок газона. Приехавшие на место врачи «скорой» доставили Тимофея в реанимацию местной больницы.

— Врачи действовали профессионально и оказали мальчику необходимую помощь — рассказывает Александр БРЯНЦЕВ. — А вскоре его доставили к нам. Говоря обывательским языком, живого места на нем не было: тяжелый ушиб головного мозга, ушиб легких с обеих сторон и множественная скелетная травма — перелом костей таза, перелом верхних конечностей... Травмы детей, упавших с большой высоты, опасны тем, что повреждение одного органа неизбежно влечет за собой повреждение другого. Какое-то время мальчик находился на ИВЛ: снять с аппарата его не удавалось, поскольку легкие малыша из-за ушиба не могли функционировать в полную силу. Но сейчас его перевели в палату, он идет на поправку. Статистика гласит: чем младше ребенок, тем больше у него шансов выжить после падения, несмотря даже на большую высоту. Такая закономерность связана с тем, что масса тела у детей небольшая, следовательно, сила удара у них гораздо меньше, чем у взрослых. Второй момент — это наличие насаждений, которые около дома растут, — деревьев или кустарников. Если ребенок, падая, зацепится за крону, это тоже существенно снизит силу удара.

Бытует и еще одна версия живучести малышей при падении. Мол, ребенок толком не осознает, к чему приведет падение, не чувствует страха и как-то по-особому расслабляет свое тело.

— Все это сказки, — категоричен Брянцев. — Давайте разберемся, как происходит механизм падения: ребенок играет, подбегает к окну, видит, допустим, москитную сетку, облокачивается на нее и выпадает из окна. Все происходит моментально, он и понять ничего не успевает. Просто, повторюсь, здесь вопрос лишь в массе тела. Еще по поводу москитных сеток: примерно до семилетнего возраста детей лучше одних не оставлять либо полностью обезопасить окно различными фиксаторами. У ребенка младшего возраста есть иллюзорная уверенность, что сетка является прочной преградой. И процент падения детей дошкольного возраста из-за москитных сеток гораздо выше, чем у более старшего поколения.

Между тем на просторах Интернета на «мамских» форумах можно встретить обсуждение довольно странных превентивных мер по заданной теме. Пользователи всерьез делятся советами, как научить ребенка правильно падать: приземляться на присядки, подгибать голову... Оговариваются, конечно, что может помочь, если ребенок выпал с высоты первого, максимум третьего этажа.

— Даже слов не находится, чтобы комментировать такие «советы», — негодует Александр Владимирович. — Что значит «правильно падать»? Да, наш организм создан с таким уклоном, что при каких-то катастрофических угрозах он подсознательно пытается избежать смерти. И чем младше ребенок, тем мощнее работает этот механизм. Они как-то парадоксально группируются так, что удар приходится не на голову. Но всерьез обсуждать, как их учить... Это ерунда. Этому научить невозможно. Лучше тщательно следить за детьми и прочнее укреплять те же москитные сетки. Мы из года в год бьемся с этой проблемой, прогресса пока нет.

А так ли нужны эти москитные сетки? Наверняка ведь существуют и другие методы избавления от этой напасти. Да и комары в общем своем скоплении водятся на первых этажах, и чем выше этаж, тем их меньше. А вероятность получения тяжелых травм при падении растет с каждым этажом.

— До 10-го этажа комары точно долетают, — отвечает на мой вопрос энтомолог института проблем экологии и эволюции РАН Марина КРИВОШЕИНА. — И, увы, самое лучшее средство против комаров — это противомоскитные сетки. И они должны быть обязательно качественные, иначе какой в них смысл. Кроме этого подобные сетки необходимы и на вентиляционных отверстиях, потому как комары способны залететь в квартиры из подвалов по шахтам.

Объясняю, в чем причина поиска альтернативных методов защиты от комаров и спрашиваю: возможно, помогут аромамасла? Лаванда, например.

— Любые ароматические средства дадут навязчивый запах, — качает головой Кривошеина. — Не думаю, что детям будет полезно его нюхать. А вот что касается опасности падений, то могу рассказать о своем опыте. Мы просто установили одно окно старого типа. Как было в советское время: форточка отдельно, окно отдельно. И вот москитная сетка вешается непосредственно на форточку, и наш ребенок не может до нее дотянуться при всем своем желании.

В одной из фирм по установке окон мне подтвердили: да, действительно, окна такие ставят, но редко. Мол, дорогое удовольствие переделывать стеклопакет на новый лад.

— Поменять створку — недешевое удовольствие, около 8–10 тысяч, это средняя цена, — рассказывает специалист по установке окон Виктор ЛАНОВЕЦ. — Не все хотят тратиться на такое. При этом надо понимать, что на нижнее окно тоже надо ставить блокатор или ручку свинчивать, чтобы ребенок не смог открыть. Это ведь скрытая проблема — пусть даже родители держат окна закрытыми, ребенок все равно в состоянии повернуть ручку и распахнуть створку окна. Те взрослые, кто это понимает, обращаются к нам для установки специальных замков на ручки. Другие просят специально сделать им окна, которые открываются только на проветривание. Для этого внизу окна ставятся специальные блокаторы — крепежи. И распахнуть полностью окно уже будет невозможно.

— И все же существуют ли хоть мало-мальски устойчивые антимоскитные сетки?

— Для начала объясню устройство антимоскитной сетки: берется металлическая рамка, в нее вставляется резинка, и внутрь как бы вкатывается сетка. И по моему опыту самые устойчивые сетки серии «антикошка». Обычные антимоскитки бывают разных вариаций, но они все приблизительно одного формата. А вот чем хороша «антикошка»: во-первых, мы ставим дополнительные крепления. В обычных антимоскитных сетках крепления ставятся сверху и снизу, а вот в «антикошке» ставятся еще и по бокам. В любом случае такая сетка будет держать лучше. Сетка, используемая в «антикошке», держится лучше: она пошире и за счет этого крепится внутри резинового крепления плотнее. Маленьких детей, у которых небольшая масса тела, «антикошка» способна выдержать. 5–10-летних, конечно, она не выдержит. Проблема еще и в том, что сейчас стали делать рамки из более тонкого материала. Это, безусловно, экономически выгоднее. Но! Когда рамку делают из более тонкого материала, сетка держится гораздо хуже. С этим некачественным товаром сталкиваются многие фирмы по установке окон, в том числе и наша. И от этого сплошные минусы: и установщикам труднее работать, и сами сетки плохие. Что хочется посоветовать людям, которые решили установить себе москитные сетки. Во-первых, следить, чтобы рамка была настоящая, миллиметровая. Некачественные рамки делаются по 0,8 миллиметра, это вроде бы ничтожная разница, а значение большое. Во-вторых, надо следить за креплениями. Они должны быть не пластмассовыми, а металлическими — они называются зетки. Кстати, можно на окна и решетки металлические установить.

А большинство родителей озабочены иным вопросом: а возможно ли донести до ребенка опасность открытых окон и каким образом это сделать? С этим вопросом я обратилась к детскому психотерапевту.

— Сразу надо определиться, какого возраста ребенок, — говорит доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ ФМИЦПН МЗ РФ Лев ПЕРЕЖОГИН. — С детьми младшего возраста — одного-двух лет от роду — ничего иного предпринять не получится, кроме как поставить какой-либо механический барьер на окна. Объяснить опасность открытого окна такому малышу практически невозможно в силу совсем юного возраста. Обращаясь к своему опыту, могу сказать: когда мои дети были в таком возрасте, а к окнам уже проявляли активный интерес, я закрепил между двумя оконными ручками тросик, который зафиксировал свинцовой печатью. В этом случае окна открывались на 5–6 сантиметров максимум. И ребенок никаким образом в эту щель не протиснется. Прочность тросиков, которые можно купить на любом строительном рынке, около 200 килограммов, и дети не в состоянии его порвать. Конечно, такая схема несколько дискомфортна взрослым — окно уже не распахнешь во всю ширь. Но тут уже надо выбирать: либо безопасность детей, либо собственное удобство. Воспитательная информация доходит до детей к 3–4 годам, когда у них уже сформировано представление о своем «я». В этом возрасте ребенок узнает о своей смертности.

— А каким образом подросшим деткам объяснять опасность открытых окон? Какими способами можно до них это донести?

— Повторюсь, в этом возрасте ребенок в состоянии понять, что такое смерть. Покажите им лужу крови на асфальте. Покажите им птицу, которую переехала машина. Рыбку, выпрыгнувшую из пруда и погибшую. Объяснить это словами «вот что стало с тем, кто...». И объяснить, что то же самое происходит с человеком, который умирает. Что он перестает существовать и заканчивает свое бытие. Это глубокое переживание детства — осознание своей бренности, конечности, смертности. Оно сопряжено со многими внутренними конфликтами юной души, но это неизбежный шаг во взрослую жизнь. Без этого шага не состоится личность. И бояться, что это как-то негативно повлияет на ребенка, — нелепо. В истории уже были такие попытки, вспомните Будду.

— Такие ситуации в жизни можно не так часто встретить. Может, такие же ситуации оформить в виде картинок?

— Понимаете, не бывает воспитания в виде рекламной кампании. Нельзя руководствоваться своеобразным лозунгом «вот сегодня я повоспитываю ребенка: смотри, вот это опасно, а вот это можно!». Это надо делать постоянно, каждый день. Вот мы в два года сказали ребенку, что к окну подходить нельзя, упадешь, разобьешься. Он ничего не понял. Через два дня надо повторить, еще через два дня надо повторить, и так шаг за шагом непрерывно идет этот процесс. Рано или поздно ребенок все осознает. И пускай вам пришлось сказать это двести раз, все равно эти слова рано или поздно достигнут своей цели. И неважно, живет ли ребенок на двенадцатом или первом этаже. Сейчас он живет на первом, а завтра может так случиться, что переедет на десятый. Жизнь непредсказуема, и поэтому такие элементарные вещи ему надо объяснять вне зависимости от обстоятельств.

— А если ребенок не проявляет интереса к окну, все равно надо заострять внимание?

— Да, но только осторожно. Не надо говорить: не лезь в окно — упадешь! Зачем его провоцировать на такие действия? Надо говорить «окно опасно!», «будь осторожен!», «остановись, подумай, как избежать опасности!», «спроси старших!». Это прописные истины.

— Наверное, помогут какие-нибудь придуманные персонажи, которые пострадали при выпадении из окон?

— Увы, не помогут. Такие сказки будет выглядеть очень искусственно. Детей это никоим образом не впечатлит. Не случайно народные сказки, которые передаются из поколения в поколение, тем и хороши, что век за веком аккумулируют народную мудрость. Детьми наспех придуманные сказки и примеры из жизни воспринимаются как «это все не про меня», «то, что случилось не со мной, это со мною не случится», «ну и что, что кто-то разбился, выпав из окна, а я не разобьюсь» — вот такая парадоксальная детская логика. Можно пойти по другому пути и отрепетировать с ребенком. Поясню как: разрешить ему спрыгнуть со стола, он 100% прыгнет, такой высоты дети не боятся. А потом спросить: «Больно ножкам? Больно. Вот что бывает, если...» Потом можно и на шкаф посадить, страховать, конечно. Но ребенок оттуда не спрыгнет. Тем более что он памятует о своей попытке спрыгнуть со стола: было больно, а здесь еще выше, следовательно, будет еще больнее. А следующим этапом будет вот что: надо с улицы показать, на какой высоте находится ваше окно, и спросить «Страшно? Представляешь, как больно будет? Поэтому окно очень опасно! Если что-то нужно, позови маму».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26845 от 29 июня 2015

Заголовок в газете: Детки — мимо сетки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру