Защита Горячева, которую представляют скандальные адвокаты Марк Фейгин и Николай Полозов, сильно ошиблась, пригласив в качестве свидетеля Евгению Хасис. Фактически разлученная на всю жизнь со своим гражданским мужем (напомним, националист Никита Тихонов был осужден на пожизненное за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой) женщина, которой нечего терять, была как никогда искренна перед судом.
Когда журналисты вошли в зал, за трибуной уже стояла Евгения Хасис, которую заранее привели в зал. Рядом со свидетелем постоянно присутствовал пристав. Выглядела Хасис, несмотря на четыре года, проведенные в заключении, очень хорошо, а белая водолазка выигрышно оттеняла темные длинные вьющиеся волосы, заплетенные в косу. Хасис улыбалась, шутила с приставом, адвокатами Горячева. И только когда начался допрос, стало ясно, что поведение свидетеля было обманчивым.
Сначала адвокаты подсудимого попросили Евгению рассказать, знает ли она Горячева. Ответ закончился скандалом.
- Знаю. Кроме того, он мне известен, как лидер и организатор боевой организации русских националистов, - улыбаясь, ответила Хасис. А потом рассказала, что впервые увиделась с Ильей в 2008 году. Встретилась по просьбе Никиты Тихонова, который в то время скрывался от правоохранительных органов на территории Украины.
- В один из моих приездов на Украину Никита попросил передать для Ильи подарок - плакат Шухевича. Кто это был, я тогда не знала. Я не знала, что мужчина на плакате - лидер армии, воевавшей на стороне фашистской Германии против советского народа. Никита сказал, что Горячев будет рад подарку... Он уточнил, что Илье нравится не сам Шухевич, ему нравится то, что его портреты свободно продаются на территории свободной Украины,- бойко рассказывала свидетель.
Она также сказала, что Горячев и Тихонов были лучшими друзьями. Горячев, как интеллектуал и стратег решал, что делать, чтобы прийти к власти, которая, по словам свидетеля, была его главной задачей. А Тихонов должен был искать исполнителей и самому выполнять "всю грязную работу".
- Илья Витальевич - лидер БОРН и убийца, потому что именно он отдавал приказы убивать людей, - резюмировала Хасис.
В какой-то момент адвокаты Горячева не выдержали и попросили отвечать четко и только на поставленные вопросы. А потом поинтересовались, не испытывает ли Хасис к их подзащитному неприязнь.
- Нашему подзащитному многое грозит за то, что вы говорите, Евгения Данииловна, - сказал Фейгин.
- Вашему подзащитному, Марк Захарович, грозит не потому, что я говорю, а потому, что он убийца, - ответила Хасис.
Судья (который ранее сломал судейский молоток, пытаясь усмирить адвокатов Горячева) наблюдал последствия откровенного провала защиты не без удовольствия.
- Если вам не нравится, что она говорит, не задавайте вопросы... Вы же сами ее пригласили, - резонно отмечал судья. Однако адвокаты не сдавались и продолжали засыпать Хасис вопросами. В итоге она очень подробно рассказала не только, как выглядела организация, кто в нее входил, но и дала полную характеристику подсудимому. Так, по ее словам, Горячев, будучи "патологическим лжецом", вводил всех в заблуждение, уверяя, что у него есть серьезные связи в администрации президента.
- Илья Витальевич говорил, что имеет вес в администрации президента, что к его мнению прислушиваются... Сейчас мы знаем что он врал. Но тогда Никита Тихонов ему верил, Горячев сам себе, видимо, верил, - сказала Хасис, добавив, что амбициозный Горячев даже придумал сам себе никнейм "Енотов" по аналогии с фамилией замглавы администрации Владислава Суркова.
По словами Хасис, подсудимый, собрав вокруг себя молодых ребят, готовых на убийства, собирался попасть в политику:
- Хотел создать и создал националистическую организацию, которая набирала достаточную популярность и привлекала под свои знамена все больше людей. Горячев хотел и сейчас, наверное, хочет в большую политику. Он видел себя главой большой партии националистического толка, - сказала Хасис.
По словам Хасис, убийства должны были быть громкими, чтобы потом, со слов самого Горячева, тот "мог вести переговоры с властью более агрессивно". Закончиться все должно было, со слов свидетеля, революцией и гражданской войной, которые также входили в планы Горячева.
- Илья Витальевич планировал революцию, чтобы в стране начался беспредел. И когда бы он начался, он бы выдвинул условие: пустите меня в парламент и завтра все стихнет, я их угомоню, - сказала свидетель.
При этом, как выяснилось, БОРН интересовались олигархические структуры, которые были готовы финансировать националистов. В частности, Хасис рассказала, что подсудимый готовил некие постановочные видео для олигарха Германа Стерлигова, чтобы получить от него деньги для своей организации.
Стоит отметить, что сам обвиняемый сильно нервничал: сначала пытался отшучиваться, спрашивая не заканчивала ли Хасис курсы актерского мастерства, потом пытался задавать неудобные для нее вопросы. Но все эти уловки не увенчались успехом: Хасис выглядела очень убедительно и присяжные ей симпатизировали: при каждом колком ее ответе на каверзные вопросы стороны защиты в рядах присяжных проносился довольный смех.