– Как-то слишком цинично получается: человека, виновного в гибели блокадницы, амнистировали в честь юбилея победы в ВОВ.
– Согласна. Если даже с точки зрения юридического права, эту женщину можно было выпустить на свободу, то морального права просить о помиловании у нее не было – она стала невольной виновницей смерти блокадницы, и уж, конечно, удовлетворять эту просьбу не следовало. Иначе обесценивается все что, говорят власти о наших ветеранов. Люди ведь судят не по словам, а по поступкам. А тут все наглядно: отправила бабушку на тот свет за пачку масла, и с чистой совестью на волю.
– Когда директору магазина дали реальный срок за «хамство», многие считали, что торговые работники будут хамить меньше, но теперь урок в обратную сторону – значит ли это, что продавцы могут безбоязненно грубить покупателям?
– Я бы не стала делать такие обобщающие выводы из этой истории. И после суда над Конюховой продолжались хамские выходки ее коллег по прилавку. Вспомните историю, когда охранник магазина набросился на ребенка, которого заподозрил в воровстве, были скандалы и с пожилыми людьми. Дело не в том, что за хамство надо сажать, если работники торговли будут бояться, что их могут посадить за грубость, они более вежливыми не станут и любить покупателей тоже больше не станут. Нужно воспитывать с детства культуру общения, прививать терпимость к другому человеку, тогда в обществе не будет такого антагонизма, как сейчас.
– И все-таки есть профессии, представители которых в большинстве своем ведут себя, мягко говоря, неадекватно, в частности это касается торговли – почему?
– А почему человек хамит? Таким образом он хочет самоутвердится, заявить о себе. В СССР отношение к тем, кто работает в торговле, было презрительное. Их называли «торгаши», обвиняли в том, что они спекулируют дефицитом и так далее. Сейчас времена изменились, в магазинах изобилие товаров, нет очередей, а презрительное отношение к продавцам осталось. Вслух это, может, и не высказывают, но почувствовать дают. Плюс у покупателей всегда находятся претензии к качеству товаров или к обслуживанию, высказывают они их продавцам или менеджерам магазинам подчас тоже в грубой форме. В результате – растет взаимная неприязнь, работники магазинов озлобляются на всех покупателей, и тут достаточно малейшего повода, чтобы вспыхнул скандал.
– Как тогда реагировать на хамство?
– Прежде всего, не позволяйте захватить хаму контроль над ситуацией. Если вас оскорбляют в магазине, не стоит принимать позу жертвы, лить слезы, хвататься за лекарство, хама это не разжалобит, лучше постараться разозлится и дать отпор, например, пригрозить милицией, потребовать «Книгу жалоб». Помните, что копить отрицательные эмоции очень вредно. Допустим, вы будете из последних сил сдерживать свой гнев в магазине, а придете домой и выплеснете весь негатив на родных близких. Или еще хуже – это останется внутри и будет разъедать как ржавчина. А тут и до сердечного приступа недалеко.