Громкие скандалы и криминальные истории со спортивным уклоном все чаще выходят на первые полосы российских изданий. Еще не утихли страсти вокруг просочившегося в печать кабального для России контракта тренера футбольной сборной Фабио Капелло, как на повестку дня вышел вопрос о поведении игроков хоккейной сборной, не дождавшихся канадского гимна по окончании финала чемпионата мира. Два этих события первой половины года взорвали не только спортивную и околоспортивную блогосферу, но и мозг многим людям, на первый взгляд далеким от спорта. А по-другому и быть не могло: очень уж наглядно футбольно-хоккейные скандалы демонстрируют актуальное положение вещей в отечественном спорте.
Морально-этические нормы и принципы прежних времен пришли в негодность, сданы в утиль. Люди, которых мы еще вчера считали чуть ли не кумирами, — чемпионы и рекордсмены — на поверку оказались не такими. Причем не только те, кто откровенно преступил закон. Не так давно самые прославленные российские мастера спортивной ходьбы последнего десятилетия были пойманы на допинге. Не хочу в очередной раз делать рекламу этим «спортсменам», поэтому не буду перечислять их пофамильно. Но одну фамилию все же упомяну. Олимпийские чемпионы и призеры, победители чемпионатов мира всем скопом тренировались в одном месте — в Центре олимпийской подготовки по спортивной ходьбе имени Виктора Чегина. Редкий случай, чтобы при жизни человека его именем называли организацию, в которой он работает. Но заслуги тренера Чегина решено было отметить по достоинству. И вдруг такое: все чемпионы — на допинге.
Я вспомнил эту прошлогоднюю историю не случайно. На днях у нее было продолжение, которое мало кто заметил. Но которое, по моему мнению, исключительно наглядно демонстрирует нравы, царящие сегодня в российском спорте. Новый главный тренер сборной России по легкой атлетике (или, если быть точным, исполняющий обязанности главного тренера) олимпийский чемпион Юрий Борзаковский, как следует из сообщений профильных спортивных СМИ, заявил, что Чегин и дальше будет работать со спортсменами-ходоками.
Казалось бы, после столь оглушительного скандала и полного профессионального фиаско, ставящих жирное пятно на репутации специалиста, Чегин сам должен был бы уйти со всех занимаемых им должностей и никогда больше не иметь — по крайней мере официально — отношения к спорту. Но этого, насколько известно, не произошло. Произошло другое: из-за допинговых скандалов (не только с ходоками) ушли в отставку президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев и главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков. Министр спорта Виталий Мутко заявил о необходимости перемен в отечественной легкой атлетике. И вот перемена произошла. Сборную возглавил уважаемый и титулованный спортсмен Борзаковский, о котором говорят, что он честен, порядочен и чист в смысле допинга. Но как получилось так, что честный, порядочный и чистый в смысле допинга человек не просто не поставил условием своей работы с командой отказ от сотрудничества с запятнавшими себя специалистами и организациями, а, наоборот, фактически поддержал их? Что произошло с человеком, к которому многие любители спорта искренне испытывают чувство уважения?
А что произошло с двумя другими людьми, о которых еще вчера можно было услышать лишь положительные отзывы? Я имею в виду громкую новость последних недель — убийство в Новосибирске чемпиона мира по карате Антона Кривошеева.
В этой страшной истории-трагедии два «главных» действующих лица. Первое — каратист Кривошеев. Крепкий парень. Вся жизнь впереди, но к своим двадцати пяти годам Антон уже добился многого. Прекрасный спортсмен, неоднократный победитель турниров, в том числе чемпионата мира по карате кёкусинкай. Несмотря на титулы, Антону его победы ничего, кроме медалей и дипломов, не дали. Ничего — в материальном плане. Карате хоть и популярный во всем мире, но пока не олимпийский вид спорта. А значит, допускаю, по мнению отечественных спортивных функционеров, мировой славы России не приносит, даже если лучшим в мире становится россиянин. То ли дело дзюдо: там победителей и президент поздравит, и СМИ национальными героями объявят. С карате по-другому. И вот Антон всерьез задумался о том, чтобы «завязать» со спортом и уйти в бизнес. В молочный. Говорят, жилка у Кривошеева была всегда. А еще говорят, что он совершенно неконфликтный человек, умеет, если нужно, сглаживать углы, а значит, в бизнесе все будет в порядке. А еще тренирует детей бесплатно…
Второй «герой» тоже занимался с детьми. И тоже любимым делом. 66-летний Николай Лебедев — почти полный антипод Кривошеева. Во-первых, в дедушки ему годится; во-вторых, человек хрупкого телосложения, в очках. Он тоже когда-то был спортсменом. Впрочем, спортом в чистом виде судомоделирование назвать сложно, пусть уж не обижаются на меня поклонники и приверженцы этого вида. Тем не менее когда-то Николай стал мастером спорта, то есть доказал, что руки у него золотые. Как из пластика конструировать модели кораблей — этому и учил он когда-то детишек. Но этим в России не проживешь, как и мировыми победами в карате. И мастер с золотыми руками стал править разбитые автомобильные бамперы. Об умении этого скромного и интеллигентного, по словам друзей, человека ходила в Новосибирске молва.
И вот разбитый бампер свел в старом гараже двух спортсменов: действующего каратиста и бывшего судомодельщика. Чью деталь ремонтировал Лебедев, теперь уже не имеет значения. Говорят, это была машина девушки Антона. Но Кривошеев приехал разбираться с мастером — работа не понравилась.
Чем закончился ремонт, известно: щуплый пожилой интеллигент в очках выпустил пять пуль из пистолета в высококлассного профессионального бойца. А потом — вероятно, так и поступают щуплые пожилые интеллигенты в очках — завернул тело в тряпки, положил в большой целлофановый пакет, погрузил в свою «копейку» и вывез за город. А заодно и отогнал джип каратиста подальше от своей мастерской.
Что у них там в гараже произошло — теперь вряд ли станет доподлинно известно. Предполагаемый убийца (утверждать рано: Лебедев хоть и сознался в содеянном, но приговор может вынести только суд) настаивает на том, что Кривошеев начал его бить и «поставил на счетчик», потребовав за моральный ущерб, нанесенный якобы в результате плохого ремонта, 25 тысяч рублей штрафа сразу или с процентами в последующие дни. Тогда, как сказал автослесарь, он и достал пистолет, хранившийся у него несколько лет.
Что мог бы возразить в ответ на эти слова Антон Кривошеев — мы не узнаем. Но мне почему-то кажется, что пожилой человек, отец двух несовершеннолетних детей, зарабатывающий на жизнь ремонтом бамперов, вот просто так, без всякой причины, не стал бы пять раз стрелять в кого бы то ни было.
Известно, что среди маньяков и убийц многие — на первый взгляд добропорядочные граждане, тихо живущие в своих семьях. Но, думаю, тут все-таки не тот случай. Пусть это всего лишь мое предположение, но мне кажется, что погибший позволил себе что-то такое, чего не смог стерпеть убийца.
Однако речь не о том, что кто-то прав, а кто-то виноват, или (что скорее всего) в какой-то степени оба виноваты. Я о другом.
Напоминаю: и Кривошеева, и Лебедева близкие характеризовали как неконфликтных людей. И тот, и другой занимались с детьми. У одного остались собственные дети, другой своих еще не успел завести. Но оба, вероятно, хорошо знали, что довериться закону, праву в нашей стране они не могут. Один «неконфликтный» пришел потребовать «штраф» от «провинившегося». Другой — вместо того чтобы пойти с заявлением в полицию, совершил самосуд.
Для этих вполне обычных членов российского спортивного сообщества (и нашего гражданского общества заодно) жизнь не по закону, а по понятиям оказалась ближе к телу. Морально-этические нормы двух приличных в общем-то людей на поверку оказались пшиком. А «оштрафовать» обидчика или убить оппонента оказалось обычным делом. Так же, как, например, нормальным явлением теперь можно считать подписание контракта с иностранным тренером на совершенно грабительских — с его, тренера, стороны — условиях. Доморощенные чиновники от футбола подмахивают такие бумаги легко. Ну или взять легкую атлетику. Вероятно, возглавивший сборную России олимпийский чемпион Юрий Борзаковский предполагает, что с допингом у ходоков больше проблем не будет (а с чего бы это так вдруг?), и оставляет «в обойме» Виктора Чегина. Тоже вполне себе современно.
На самом деле, конечно, все написанное выше далеко не только про спорт. Это про всех нас: ездящих в метро, воспитывающих детей, подписывающих какие-то документы. И хорошо знающих, что в нашем собственном государстве редко можно рассчитывать на его содействие. А еще — видящих каждый день, как государство само нарушает принципы морали и права, как подменяет закон его толкованием и «понятиями». Тогда и мы решаем для себя, что это правильно, что только так и надо. И вся наша жизнь превращается в «неспортивное поведение».