— Важнейший итог — снижение числа курящих россиян: по данным Минздрава РФ, в целом по стране на 17%, — сказал Николай Федорович. — А еще сокращение производства и продажи табака в России на 16%. И, конечно, заметное снижение заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Но самое главное — впервые за последние годы увеличился возраст начала курения: если раньше дети начинали курить с 10–11 лет, то сейчас — с 13 лет. Это тоже плохо, но положительная динамика наметилась.
— Николай Федорович, опять идут разговоры о том, что нынешняя цена пачки сигарет — это еще не предел, акцизы и дальше будут расти. Но в первую очередь это ляжет нелегким бременем на малоимущих курильщиков. Вам их не жалко?
— Да, у нас сегодня самые низкие акцизы на табак, одни из самых дешевых сигарет в мире. Одна поездка в метро стоит 50 рублей, средняя цена пачки сигарет тоже 50 рублей. В начале 90-х такая пачка сигарет с фильтром стоила 35 копеек, поездка в метро — 5 копеек, т.е. стоимость сигарет снизилась в 7 раз по сравнению с проездом в метро. Конечно, планируется дальнейшее повышение их стоимости. Сейчас акциз на табак в России составляет 38% от стоимости пачки сигарет (40 рублей — меньше 1 доллара), а согласно рекомендациям Рамочной конвенции ВОЗ этот сбор должен составлять не менее 60–70%. Поэтому будет увеличение акцизов сначала до восточноевропейского, а потом и до общеевропейского уровня. Увеличение сборов в госбюджет от акцизов за последние три года уже произошло — в 4 раза! За весь 2011 год эти сборы составили 100 млрд рублей, и за первый квартал 2015 года собрали такую же сумму — 100 млрд рублей. При этом идет снижение продаж табака.
Должен сказать, есть серьезные успехи: закон работает. И в этом смысле помогают контролирующие органы: МВД, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Ространснадзор, МЧС. Кстати, на нарушителей закона неплохо действуют штрафы.
Отрадно и то, что на телеэкранах стали меньше показывать актеров с сигаретами. Многие используют бегущую строку, предупреждающую о вреде курения. А часть молодежных каналов вообще не показывает на своих экранах курящих людей.
— Значит, все о′кей? Но курят в России по-прежнему много. И запреты, предусмотренные законом, нарушаются на каждом шагу, разве не так?
— Вот это и тревожит. Хотя число курильщиков заметно сокращается, следует признать: радикального снижения пока не произошло. Считаю, представители ряда профессий, с кого люди привыкли брать пример, не должны курить при исполнении своих обязанностей. Это врачи, учителя, полицейские. На территории больниц, поликлиник, других медучреждений по-прежнему можно увидеть курящих людей в белых халатах. Насколько мне известно, Минздрав разрабатывает этический кодекс врача, когда курение тех, кто лечит больных, будет осуждаться самим медицинским сообществом.
Считаю, не должны курить в общественных местах при исполнении служебных обязанностей и полицейские. Все это очень серьезная и большая работа, которую предстоит вести нам всем вместе.
— Все это из области порицания. Хотя курение — это тяжелая зависимость, и без помощи специалистов самому человеку трудно справиться. Вы врач и к тому же много лет работаете в комитете Госдумы по здравоохранению. Что-то будет предпринято в этом плане? И что?
— Нужны стандарты лечения табачной зависимости. Такие правила разрабатываются Минздравом, но до сих пор они не утверждены. Хотя в законе это декларируется, как и то, что медицинская помощь по отказу от курения должна проводиться бесплатно.
— А чего курильщикам ждать в ближайшей перспективе? Приоткройте тайну.
— По большому счету, кроме увеличения акцизов, ничего. Антитабачный закон и так достаточно суров. Но справедлив. Ужесточать его еще смысла нет. Когда курящих в стране останется 15–20 процентов, тогда можно будет подумать и о его ужесточении. В более отдаленной перспективе, думаю, будем расширять зоны запрета курения. Например, в парках, подземных переходах, остановках транспорта. Но опять же при условии, когда уже принятые меры начнут в полной мере работать.