До определенного момента история москвича Александра Васильева не отличалась от тысяч аналогичных. В начале 2013 года многодетный отец взял потребительский кредит в одном из широко известных банков в размере 130 000 рублей. Данный кредитный договор предусматривал негуманную процентную ставку 44,9% годовых, но речь сейчас не о том.
Александр исправно платил проценты — примерно по шесть тысяч рублей в месяц, а летом 2014 года пришел в отделение банка в Строгине — досрочно погасить заем. Сотрудники банка помогли ему рассчитать сумму досрочного закрытия кредита — заемщику нужно было внести в кассу 112 700 рублей и написать заявление о полном погашении, о чем обещали сделать отметку в компьютерной программе банка. Васильев сразу заплатил все, что с него потребовали, и ушел, считая, что долг остался в прошлом. Но не тут-то было!
В конце 2014 года мужчине позвонила сотрудница банка и заявила, что кредитный договор не закрыт, поскольку Васильев внес в кассу недостаточное количество средств. Ошеломленный москвич попросил прислать расчеты в письменном виде, но не получил их. Тем временем банк стал названивать по домашнему телефону с интервалом в 10–15 минут и напоминать о мнимой задолженности.
— Они кричали в трубку: «Это служба взысканий банка, у вас просрочен кредит, почему вы не платите?!» — рассказывает Александр. — Прессинг был просто сумасшедший. Звонили десятки разных сотрудников, в общей сложности под сотню, практически ни с кем я не общался более одного раза, каждый раз с разных номеров — невозможно было даже забить телефон в черный список и не отвечать. Иногда одновременно звонили на домашний и на мобильный номера.
Но хуже всего, что под давление попали и дети Александра — 10-летний Коля, 14-летний Юра, 17-летний Павел. Лишь 4-летняя Надя избежала волнений, поскольку по причине возраста не подходила к телефону. Причем младшие легче переносили «взрослые игры»: «Меня принимали за тетеньку и просили деньги», — обескураженно говорил Коля, положив трубку. А вот с Павлом вышло нехорошо — 11-классник и раньше имел некоторые психологические проблемы, наблюдался в ПНД, но после того как в течение часа ответил на десяток нервных звонков, он пришел в ужас от того, что его семья «на грани банкротства и бедности», впал в истерику, обусловленную стрессом, и был увезен в психиатрическую клинику.
По словам сотрудника пресс-службы банка, подобная ситуация не является нормой работы с должниками:
«Наш отдел взыскания, конечно, связывается по телефону с теми, кто просрочил платежи по кредиту, но мы не звоним детям — сотрудники всегда спрашивают: это гражданин такой-то? Действительно, штат отдела большой, а поручения связаться с тем или иным должником распределяются автоматически — поэтому клиенту и звонили каждый раз разные сотрудники. Но давления в виде звонков каждые десять минут, как утверждается, мы не ведем. Банк готов разобраться в ситуации».
Жаль, что отделы взысканий банков работают с клиентами обезличенно и не обеспечивают никакой обратной связи. С директором департамента по просроченным задолженностям, письма от которой получал Александр Васильев, связаться не удалось. «Она ни с кем не общается по телефону!» — заявили в департаменте. «МК» передал в пресс-службу банка данные Александра Васильева и его претензии и будет следить за развитием ситуации.
Полиция помочь многодетной семье фактически отказалась. На заявление в ОВД «Строгино» пришла классическая отписка: «Состава преступления не усматривается». Хорошевская прокуратура заявление приняла, пообещала стимулировать полицию к разбирательству, но никаких действий тоже пока не последовало. Протестуя против непонятных требований и незаконных телефонных звонков несовершеннолетним детям, Васильев обратился со встречным иском в суд против банка. Вот только здоровья мальчику уже никто не вернет…