Та война отгремела, успокоилась малопочетным для России Портсмутским мирным договором. О погибших при Цусиме кораблях стали забывать. Но вдруг... Четверть века спустя кое-кто про них снова вспомнил, да еще по весьма меркантильной причине. – В 1933 году некий американец Гарри Ризберг опубликовал книгу о скрытых на морском дне кладах, где сообщил сенсационную новость. Оказывается, на кораблях 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского, разгромленной японцами в Цусимском проливе, перевозили настоящие сокровища – золото и платину, стоимостью свыше 5 миллионов долларов.
Энтузиаст – исследователь истории войны России и Японии на море в начале ХХ века Дмитрий Мазур уже долгое время пытается разобраться в загадочной «золотой» истории.
– Откуда американец добыл эти сведения, неизвестно. А вот объяснение обнародованному им факту было дано: русские везли на Дальний Восток столь значительные ценности, чтобы использовать их для оплаты ремонта боевых кораблей, закупки необходимых армии и флоту материальных ресурсов и продолжения военных действий до полной победы над японцами.
«Золотая начинка» находилась, якобы, на четырех русских кораблях, и все они погибли в ходе Цусимского сражения. Были, в частности, упомянуты крейсера «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской». При этом Ризберг сообщил, что самую большую долю сокровищ везли именно на «Нахимове».
Предпринятые после такой публикации попытки добраться до золота успехом не увенчались. Экспедиция, направленная к месту гибели русского крейсера, вернулась ни с чем, и на несколько десятилетий о «золоте адмирала Рожественского» вроде бы забыли. Однако на исходе 1970-х в Стране Восходящего Солнца снова зазвучала эта тема. На сей раз виновником возникшего ажиотажа оказался японский миллионер Такео Сасагава. Этот эксцентричный «искатель приключений», прославившийся страстью к охоте за потаенными сокровищами, решил организовать новую, хорошо подготовленную экспедицию для обследования «Нахимова» и выделил на это весьма внушительные средства.
Некоторое время спустя, в конце 1980 года Сасагава публично заявил, что в результате проведенных подводных поисковых работ удалось достичь обнадеживающих результатов. Водолазы экспедиции не только нашли на морском дне этот погибший в Цусимском сражении русский крейсер, но и смогли отыскать в его отсеках ящики с золотыми и платиновыми слитками. Несколько таких драгоценных брусков, а также кое-какие детали и предметы с «Адмирала Нахимова» подняты с морского дна. Подтверждением столь сенсационного сообщения стали фотоснимки, на которых Сасагава позировал, держа в руках слитки, добытые, по его заверениям, с «Нахимова».
Однако дальнейшего развития эта кладоискательская эпопея не получила. Хотя сам японский миллионер и заявил по горячим следам, что вскоре экспедиция продолжит работу и поднимет с русского крейсера все находящиеся там сокровища, но потом этот его порыв почему-то «сошел на нет». О новых находках на «Адмирале Нахимове» ничего больше не было слышно, а Сасагава невнятно объяснял задержки с продолжением экспедиционных работ некими возникшими перед ним «трудностями».
Вся эта история 35-летней давности вызвала много скептических замечаний и комментариев. Профессионалы – те, кто всерьез занимается поисками подводных кладов, подвергли сомнению сам факт того, что экспедиция Сасагавы отыскала какие-то драгоценности в трюмах «Адмирала Нахимова»...
– А, может, его водолазы и сам броненосный крейсер не нашли?
– Нет, с поисками «Нахимова» на морском дне особых проблем наверняка не возникло. Точные координаты места гибели этого корабля известны. Глубина там сравнительно небольшая. Так что добраться до затонувшего крейсера водолазам особого труда не составило. А вот с пресловутыми слитками, продемонстрированными Сасагавой, все обстоит далеко не так однозначно. Есть большие подозрения, что это – «фото-подделка». Существуют даже несколько версий, как конкретно японец всех обманул, выдав желаемое за действительное. По одной из них, платиновые слитки в его руках – не из трюмов «Адмирала Нахимова», а из сейфов какого-нибудь банка: взяты «напрокат» для этой фотосессии. Есть и еще более убийственная версия. Въедливые исследователи скрупулезно изучили фотографии и смогли определить размеры запечатленных на них металлических брусков. Сравнив результаты с теми стандартами, которые существовали в Государственном банке Российской империи во время Русско-японской войны, удалось сделать вывод, что либо эти бруски не являются стандартными (а как такое может быть, если их доставили на крейсер из хранилищ Госбанка?), либо они вовсе не драгоценные: расчеты показали, что плотность металла, из которого изготовлены слитки, чуть больше 11 граммов на кубический сантиметр. Такой показатель имеет не золото и не платина (они значительно тяжелее), а обыкновенный свинец! То есть Сасагава добыл со дна морского свинцовые грузы, которые иногда используются на кораблях и катерах в качестве балласта для увеличения остойчивости.
– Выходит, никакого золота на «Адмирале Нахимове» нет, и все эти сенсации – обыкновенная «утка»?
– Во всяком случае, документальных подтверждений отыскать пока не удалось. В доступных исследователям банковских бумагах, в приказах и рапортах по военно-морскому ведомству, относящихся к тому времени, когда снаряжалась и шла с Балтики на Дальний Восток эскадра Рожественского, о сколь-нибудь крупных партиях золота не упоминается. Хотя, конечно, что-то могли тогда особо засекретить, какие-то документы спрятали поглубже, а потом уничтожили, – такого я исключить не могу.
Другой вопрос – зачем? Какая логика была у высших российских чиновников, решивших доставить крупную партию золота на Дальний Восток, погрузив ее на корабли эскадры, которым предстоял трудный и опасный путь вокруг половины земного шара и в конце его практически неминуемая схватка с японским флотом? Не проще было бы организовать доставку ценностей по железной дороге?
И еще одна «нестыковка». Допустим, золото было, и его отправили со 2-й эскадрой. Но почему в качестве конкретных перевозчиков выбрали именно эти корабли? Ведь и «Адмирал Нахимов», и «Дмитрий Донской» – это старые тихоходные крейсера, весьма уязвимые при артиллерийских обстрелах и минных атаках. Их печальная судьба, собственно, это и подтвердила: во время Цусимской битвы оба корабля получили серьезные повреждения и затонули. Не логичнее ли было золото поместить в трюм одного из новейших броненосцев, входивших в состав 2-й эскадры? Или на быстроходный крейсер, который мог бы в случае чего уйти от японской погони и добраться до заветного Владивостока?..
– Но ведь эти новые корабли в большинстве своем тоже погибли в Цусимском бою, так что спасти золото с их помощью тоже не удалось бы. А может, расчет был на то, чтобы максимально замаскировать драгоценности? Мол, японцы ни за что не догадаются, что сокровища перевозят на «доисторическом» крейсере... А между тем, старик-«Нахимов» был неплохим «сейфом»: как-никак все-таки это броненосный крейсер.
– Да, такие аргументы тоже доводилось слышать, и их нужно принимать во внимание... Однако в целом, в отсутствие документальных подтверждений, история о существовании «золота 2-й эскадры» все-таки вызывает сомнения. Возможно, развеять их могла бы экспедиция к другому погибшему в знаменитом морском сражении Русско-японской войны крейсеру – «Дмитрию Донскому», который также упоминается в списках «перевозчиков золота». Однако эта задача гораздо сложнее, чем в случае с «Адмиралом Нахимовым». Ведь «Донской», сильно поврежденный в результате жаркой артиллерийской битвы с несколькими японскими крейсерами, был затоплен по приказу его командира капитана первого ранга Лебедева на глубоководье у острова Дажелет. Добраться до него не просто.
Есть и еще одна проблема, усложняющая окончательное разрешение загадки «золота 2-й эскадры». По существующему международному морскому праву, затонувший корабль принадлежит той стране, под флагом которой он находился в момент гибели. Кроме того, это еще и братская могила, место гибели членов экипажа. То есть «Донской» – это российская собственность, это место погребения русских моряков, и без согласования с нашей страной те же японцы проводить поисковые экспедиции на нем не могут. То же относится и к «Адмиралу Нахимову»: поднимать с него какие-либо ценности или мемориальные предметы, не заручившись разрешением российской (ну или советской по тем временам) стороны кладоискатель Сасагава не имел права. Хотя есть «лазейка»: исследователи, занимающиеся историей Цусимского сражения, до сих пор спорят, под каким флагом находился «Нахимов» во время своей гибели. Согласно японским документам, к тонущему русскому кораблю, экипаж которого уже покидал его на различных спасательных средствах, пристала шлюпка с одного из японских крейсеров, и прибывший на ней офицер успел поднять на корме «Нахимова» флаг Страны Восходящего Солнца. Однако в воспоминаниях российских моряков указывается, что неприятельский флаг был почти сразу после этого сорван и заменен Андреевским, – это сделал старший штурман лейтенант Клочковский, до последних секунд жизни корабля остававшийся на его палубе вместе с командиром Родионовым.