- Как архив вообще оказался в Донецке? Вроде бы к Украине писатели не имеют никакого отношения.
- Дело в том, что еще в 90-е годы рукописи передавались дончанке Светлане Бондаренко, она изучала творчество братьев Стругацких. Этот процесс был постепенный, она отвозила в Донецк по одной папочке, отцифровывала, так как там готовилось к изданию большое собрание сочинений знаменитых фантастов. Все документы, которые посчитал нужным, ей временно дал Борис Натанович Стругацкий.
- И сколько конкретно это рукописей?
- 60 папок. Большая часть всего архива. Но когда в Донецке началось то, что началось, бумаги оказались в большой опасности, и поэтому было решено их спасти.
- Насколько я слышала, Украина выступила категорически против передачи этого литературного раритета России, утверждая, что это только их, украинское, достояние.
- Если честно, это вообще частный вопрос. Личное дело двух людей: Светланы Бондаренко и сына Бориса Натановича, Андрея, наследника писателя. Юридически все бумаги принадлежат Андрею. После долгого отсутствия ему их и вернули. Так что никакого отношения что Россия, что Украина, к этому вообще не имеют.
- То есть политика здесь не замешана?
- Абсолютно. И когда говорят, что его привезли ополченцы и чуть ли не под пулями, это тоже не так. Когда стало возможным вернуть архив правообладателю, начали прорабатывать вопрос - как это лучше сделать. Предлагались разные варианты, но мы хотели по возможности сделать все максимально открыто и безопасно, чтобы люди знали как и куда архив едет.
- А почему Андрей Борисович не участвовал в официальной передаче рукописей в Доме писателей в Санкт-Петербурге?
- Он хотел придти, но заболел, к сожалению. Поэтому все состоялось без него.
- А где теперь будут храниться бумаги? Вроде бы в перспективе в квартире Бориса Стругацкого хотят создать музей?
- Речь об открытии музея пока не идет. Но мы хотели бы сделать такой музей в будущем, возможно, он будет посвящен всем фантастам, а не только Стругацким. Но это только в планах.
- Скажите, Светлану Бондаренко как-то отблагодарили за то, что она спасла такие литературные ценности?
- Мы считаем, что она совершила настоящий гражданский подвиг. Будем ходатайствовать о представлении ее к государственной награде РФ. А пока 21 июня Светлана должна приехать к нам в Санкт-Петербург на вручение премии писателей в Пулковскую обсерваторию, место, где работал Борис Натанович, где он познакомился со своей женой, и где - над Пулковскими высотами - был после смерти развеян их прах...