Россия выходит из Интернета?

«Последняя страница» уже не выглядит шуткой

«Последняя страница» уже не выглядит шуткой

Жизнь богаче любых фантазий.

Еще недавно блогеры хохотали над остроумной шуткой: на рисунке был показан экран компьютера, на котором было написано «Последняя страница Интернета».

Это было действительно смешно, даже не потому, что в Интернете нет последней страницы, как, впрочем, и первой. Смешно было оттого, что это было упоение электронной свободой. Наконец-то рухнули оковы тоталитаризма власти и диктатура хозяина СМИ — появились социальные сети, в которых ты, без указаний и ограничений, можешь смело высказывать свое мнение и ставить свои оценки происходящему. И никто не заткнет тебе рот, потому что серверы крупнейших социальных сетей находятся за границей, куда щупальца местной власти никогда не дотянутся.

Но в городе Одессе есть прекрасная поговорка, которая любого идеалиста мгновенно ставит на место. Поговорка состоит из двух коротких слов. Представьте, что в Одессе на Привозе вы хотите что-то, что стоит сто рублей, купить за копейку. Так вот, легендарная тетя Соня смеряет вас взглядом и иронично произнесет: «Ага, щас!..»

Именно эту фразу сейчас произносят власти во всех республиках бывшего СССР, с хрустом расправляясь со свободолюбивым Интернетом и всякими неправительственными организациями, которые «путаются под ногами».

Но начали с Интернета — потому что заткнуть рот популярным блогерам было задачей номер один. Быстро придумали, как загнать свободную мысль в стойло совкового права: просто нужно вначале назвать блогера как-то по-другому, после чего впихнуть это другое название в уже привычный закон. Быстро придумали, что если страницу блогера посещает в день больше трех тысяч посетителей, то он уже не блогер, а СМИ. А если он СМИ, то должен подпадать под «правильный» закон о СМИ, который предусматривает преступления и наказания. Только реальные, а не книжные, как у классика Достоевского.

Блогеры немедленно обсмеяли это решение, ибо были уверены, что писалось оно не совсем в трезвом виде, ибо до бога высоко, а до г-на Цукерберга, как и до изобретателей прочих соцсетей, так же далеко, как и до того же бога.

Но власти посчитали, что богу и хозяевам соцсетей можно звонить по недорогой местной связи, и немедленно приступили к операции «К ноге!».

Вначале к ноге попытались приручить хозяина соцсети «ВКонтакте», да так приручали, что он, несчастный, покинул страну. Блогеры напряглись, но улыбка все еще блуждала по их лицам, потому что остались западные соцсети. Однако власти решили, что Цукерберг — он, конечно, крутая штучка, но если подойти к нему гибридно и подложить ему пару сотен «вежливых людей», то еще неизвестно, кто круче. «Вежливые люди» были наготове — аккуратные мальчики и девочки, сидящие в неброском офисе и получающие по разовой ставке за каждый твит и комментарий, дискредитирующий оппозицию, немедленно взялись за дело. А силу Цукерберга использовали как его слабость.

Как известно, в соцсетях можно жаловаться на публикации, содержащие насилие, «разжигание» и прочие нарушения. Это и использовали: аккуратные мальчики и девочки стали отправлять коллективные лживые жалобы-доносы в Фейсбук. Там, как и полагается, стали немедленно блокировать предполагаемых нарушителей «до разбирательства», а именно это мальчикам и девочкам было нужно. К примеру, у меня в Фейсбуке мальчики и девочки выбрали старое смешное фото, где кот греется, втиснувшись в советский отопительный радиатор. В коллективной жалобе на меня это фото называлось «пропагандой насилия».

Но что там я! Главные доносы мальчики и девочки стали отсылать на украинских блогеров, которые нагло продолжали заявлять, что «Крым их», а некоторые, возмутительно разжигая хунтобандеровскую пропаганду, писали, что даже вернут Донбасс. Дело дошло до того, что президент Украины на правильном английском языке даже написал письмо Цукербергу — с просьбой оградить Украину от России в Интернете, что само по себе чарующе: наверное, кто-то рассказал Порошенко, что в Интернете можно построить стену наподобие укреплений вокруг Луганска и Донецка. Видимо, должна была начаться Большая интернет-война, где боты брали бы друг друга в плен, а потом меняли «всех на всех».

Цукерберг ответил, но его ответ вверг блогеров в суппорт, ибо стало понятно — до Цукерберга действительно далеко: этот великий юноша заявил, что все должны быть равны, а его представительств нет ни в России, ни в Украине.

Бедный Цукерберг, он так и не понял, как он подставил свой гордый уникальный Фейсбук...

«Нет представительства? Сам признался?» — радостно поинтересовались власти. И немедленно приступили к штурму пиндосовско-гостеповского бастиона, причем широким фронтом.

Вначале Роcкомнадзор направил грозное предписание Youtube, Blogspot и Google+. Он потребовал от них не нарушать российское законодательство. А ранее уже была атака на Google, Facebook — им указали, что компании нарушают положение российского закона о блогерах. Оказывается, они не представили данные о суточной посещаемости персональных страниц этих ресурсов. Логика наезда понятна: посещаемость не представлена — следовательно, хватать блогеров не за что.

А, видимо, надо.

И тогда, прямо сейчас, придумана новая фишка для того, чтобы Цукерберг понял, что его судьба в руках пацанов, и был сговорчивей. Госдума уже приняла в третьем, окончательном чтении закон о возможности присвоения иностранным и международным неправительственным организациям статуса «нежелательных в России». Вы удивитесь, но по какому-то невероятному совпадению его уже одобрил Совет Федерации! Конечно, эта очередная удавка для общественной жизни придумана в первую очередь для всяких общественных организаций, но для Интернета она тоже сгодится. Идея закона примитивно проста: если ты не наш, а иностранный, то мы тебя закроем на территории России именно по этой причине. Поэтому будь проще — и к тебе потянутся. Не народ потянется, а власть, что важнее. А власть уже тебе и народ обеспечит, как обеспечила одомашненным «Ночным волкам» землю в Крыму и новый офис в столице. Так что, кам хиар, Фейсбук, вали к нам! Но если у тебя там всякое ненужное будет печататься, то тебя объявят нежелательной организацией. И закроют, только уже официально.

Главное, что должен сейчас понять Цукерберг — что это он в своих силиконово-кремниевых долинах реет как горный орел. А у нас он простой серый воробушек. А еще пусть помнит, что у нас свои талантливые евреи есть. Роттенберг, к примеру, — его таланту получать господряды равных нет! Говорят, что проекта моста в Крым еще и в природе не существует, а он уже его строит — даже фотки есть, как экскаваторы землю носом роют. И если надо будет, то наш Роттенберг за два дня такой «Кремленет» сляпает — залюбуешься!

Короче говоря, ситуация не из приятных: как кажется, государство вновь накладывает лапу на очередную дискуссионно-критическую поляну, только уже последнюю. Технические гении могут изобрести любые чудеса, кроме чуда, как спасти страну от диктатуры авторитарной власти.

Конечно, действие будет равно противодействию — дискуссии о России, ее власти останутся, но к ним придется продираться сквозь электронную блокаду, подменяя электронные адреса и маскируясь под какого-то симпатичного австралийского кенгуру, который по случаю забрел на русский форум. Это не уберет качество дискуссии о стране, однако уберет массовость — а именно этого власть, похоже, и добивается.

И Цукерберг с его Фейсбуком в этой ситуации будет больше похож не на товарища Сталина, создавшего империю от края до края, а на жалкого товарища Троцкого, ожидающего в далекой Мексике смертельный удар ледорубом.

Так что вопрос, «победит ли Фейсбук идеологическую диктатуру», остается актуальным и открытым. И не только для России — мы знаем достаточно стран, где над соцсетями издеваются, подчиняя местным людоедским законам.

Да, вопрос открыт.

И никто не знает, какая именно страница сегодня пишется историей на экране российского компьютера.

«Последняя страница Интернета?»

Очень возможно. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру