За несколько дней до этой «черной» даты, 7 мая 1985 года ЦК КПСС принял Постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». «В современных условиях, когда все полнее раскрываются созидательные силы нашего социалистического строя, преимущества советского образа жизни, особое значение приобретают строгое соблюдение принципов коммунистической морали и нравственности, преодоление вредных привычек и пережитков. Прежде всего такого уродливого явления, как пьянство…» – Тогда, 30 лет назад чеканные формулировки нового партийного документа напечатали все газеты, их настойчиво повторяли по радио и телевидению.
В духе того времени Постановлению ЦК и последовавшему за ним Указу Верховного Совета надлежало получить «всенародную поддержку». – Ну а кто бы сомневался, что именно так и будет! Из столичного горкома партии, например, уже через пару месяцев докладывали «кремлевским товарищам»: на предприятиях, в институтах, в учреждениях Москвы проведено более 63 тысяч собраний, на которых присутствовали почти 6 миллионов человек. И абсолютно везде приняты резолюции со словами «горячего одобрения».
Конечно, для проведения в жизнь «высочайших» решений активно использовались административные и даже силовые меры. В той же Москве из полутора тысяч «винных точек» оставили для осуществления торговли спиртным лишь 150. Вдобавок время начала их работы по будням отодвинули с прежних 11 утра аж на 2 часа дня. На столичном ликеро-водочном заводе «Кристалл» отправили в металлолом недавно приобретенное за валюту дорогое импортное оборудование, на двух крупнейших заводах по производству пива порезали уникальные огромные чаны из нержавеющей стали… – Подобная борьба с техникой казалась тогда совершенно оправданной. Ведь власти страны предполагали в своих планах уже в ближайшее время сократить выпуск «напитков с градусами» фактически вдвое.
Не дремала милиция. Получив соответствующую установку из «руководящих кабинетов» ее сотрудники забирали на улицах, в общественных местах любого, чья абсолютная трезвость вызывала сомнения (поводом мог стать даже легкий запах пива изо рта). Всех этих бедолаг отправляли в вытрезвители, количество которых пришлось спешно увеличивать. Сотни, тысячи народных судов трудились в сверхнапряженном режиме. Попавшимся на выпивке гражданам грозили весьма суровые наказания – в лучшем случае штраф до 100 рублей (при том, что средняя зарплата – всего 150-180 «рэ»), а в худшем – исправительно-принудительные работы на срок до 2 месяцев или арест на 15 суток.
Самому суровому прессингу подверглись в те дни «употребляющие» члены партии. Из докладной записки первого секретаря МГК КПСС: «В течение только июля-августа за злоупотребление алкоголем … привлечено к партийной ответственности около 600 коммунистов, из них 152 исключены из партии, среди задержанных – 185 руководителей подразделений, служб предприятий и организаций…»
Борьбу с «зеленым змием» развернули и на идеологическом уровне. В экстренном порядке было учреждено Всесоюзное общество борьбы за трезвость, куда по негласному распоряжению из Кремля следовало в обязательном порядке вступать всем «руководящим кадрам». Появился щедро финансируемый журнал «Трезвость и культура»…
Конечно, следовало позаботиться и об искоренении «анти-пропаганды».
«Не допускать, чтобы в театры, кино, теле- и радиопередачи, художественные произведения проникали мотивы, пропагандирующие выпивки, застолья…» – подчеркивалось в упомянутом уже майском Постановлении ЦК. И нижестоящие товарищи на местах приняли соответствующие меры. Из театральных репертуаров и из кинопроката исключили все фильмы и спектакли, где имелись «питейные» сцены (в числе первых под запрет попала популярная комедия «Гусарская баллада»). В Большом театре пришлось снять даже оперу «Борис Годунов», в которой «по вине» Александра Сергеевича Пушкина имеется несколько сцен застолья, сопровождаемого «распитием спиртных напитков». На радио и телевидении в «четный список» попали не только многие из популярных песен военного времени с «алкогольными» намеками, но даже и произведения признанных композиторов-классиков – «Застольная» Бетховена, «Заздравная» Дунаевского…
В своей ретивости некоторые исполнители Постановления и Указа пытались подкорректировать исторические факты. По случаю 25-летия первого полета человека в космос в «Правде» поместили фото Юрия Гагарина на торжественном приеме в Кремле в 1961 году. Бокал, находившийся в руке космонавта, при этом тщательно заретушировали, и в результате получилась очень глупая картинка: герой космоса протягивает весьма характерным жестом руку, в которой абсолютно ничего нет!
Народ, на словах горячо поддерживающий «линию партии», в реальной жизни начал активную «партизанскую войну» с антиалкогольной кампанией. Таксисты в любое время суток торговали водкой «из багажника» (само собой – по двойной-тройной цене). Бабки продавали страждущим очередь в бесконечных «хвостах» в винных магазинах. «Экспериментаторы»-добровольцы во-всю разрабатывали новые рецепты приготовления «огненной воды» из самых разных ингредиентов – в ход шли карамель, томатная паста, редиска,.. даже дубовая кора!
А русские «кулибины» без отдыха клепали разнокалиберные самогонные аппараты. Осенью 1985-го для партийного руководства была устроена закрытая спец-выставка, собранная из «экспонатов», реквизированных милицией во время регулярных рейдов. Среди бесконечных кастрюль, бидонов и змеевиков от холодильников внимание привлекал аппарат, изготовленный неким столичным инженером. Он был снабжен даже программирующим электронным устройством и мог работать в заранее выбранном режиме. Перед уходом на работу хозяин загружал агрегат порцией свежей браги, а к его возвращению после трудового дня были уже готовы к употреблению две бутылки «беленькой». Высокопоставленным посетителям выставки чудо-аппарат очень понравился, знающие люди утверждали даже, что он сделан на уровне лучших мировых достижений в области автоматики. Но в итоге автор этого технического шедевра получил «государственную премию» в виде двух лет тюрьмы за самогоноварение.
Были у антиалкогольной кампании, затеянной в СССР, и другие побочные эффекты. – Значительно возросло количество наркоманов и токсикоманов в стране. Многократно увеличились показатели бытовых отравлений всякими эрзац-жидкостями… А вдобавок резко сократились поступления денег в государственную казну.
Пришлось отрабатывать назад. «Фанфарные» планы тотального сокращения производства крепких напитков задвинули подальше, а уже состоявшийся «секвестр» выпуска «огненной воды» потихоньку стали ликвидировать, наращивая мощности ликеро-водочных заводов. Вновь вернули прежний рубеж начала торговли спиртным – в 11 утра. К началу осени 1985 года в Москве количество «винных точек» увеличили вдвое.
В итоге Россию так и не удалось – в очередной раз! – отучить от дружбы с «зеленым змием». Шумно начатая при Горбачеве антиалкогольная кампания буквально за несколько лет полностью «выдохлась», оставив после себя лишь воспоминания, похожие на анекдоты.
"Сухой закон" Горбачева: очередь за вино-водочными изделиями, 1986 год"