Италия в общем и Милан в частности и так избалованы туристами: как-никак столица моды. Но для 20 миллионов планируемых посетителей Экспо местные власти решили расстараться всерьез. Несмотря на несколько коррупционных скандалов (я ж говорю, как у нас в Сочи), весь Милан вновь заасфальтировали, открыли целых пять новых станций метро и даже облагородили берега и пустили воду в засохшие столетие назад городские каналы-«навиглио».
В последнее десятилетие всемирные выставки стали делать тематическими. И тут возможны два прямо противоположных подхода. То ли страна, принимающая Экспо, должна быть несомненным лидером в заданной ей категории. То ли тема выставки должна быть нерешенной проблемой для ее хозяев. Так, темой шанхайской Экспо-2010 была «Лучше город — лучше жизнь». Хотя именно китайские города-многомиллионники — мировые чемпионы по ужасной экологии и автомобильным пробкам. И за прошедшие пять лет там мало что изменилось. Несмотря на все 73 миллиона посетителей китайской Экспо.
С миланской Экспо-2015 все наоборот. Ее тема — «Накормить планету. Энергия для жизни». Уж с чем с чем, а с этой задачей Италия не только может справиться, но и уже делает это, если судить по количеству итальянских ресторанов на планете. Любопытно, что для выставки итальянцы даже переиначили название своей страны, превратив Italia в Eatalia (от англ. to eat — ecть). Хотя странно, что они не сделали это раньше: Италия, она и есть Едалия.
Если бы Экспо-2015 была бы коммерческим проектом и делали ее бизнесмены, то все было бы просто: каждый павильон превратился бы в национальный ресторан. И подобревший посетитель разорвался бы на салфетки, раздумывая, кухню какой из 144 стран (а именно столько участников Экспо) ему хотелось бы продегустировать. В принципе, так и сделали в своем павильоне японцы, и очередь к ним была самой большой из тех, что мне довелось увидеть. Порадовали и «20 местных кухонь из 20 регионов Италии». Хотя блюда там были на 20% дороже, а по мне, так и на 20% хуже приготовлены, чем в том же Милане.
Но жизнь в принципе несовершенна, и выставку делали все же чиновники, а не бизнесмены. И она несла сверхзадачу. Все-таки «накормить планету» и «накормить посетителя» вещи не то что немного разные, а почти диаметрально противоположные. И тут чиновники пустились во все тяжкие. Например, благополучная Швейцария делала акцент на необходимости самоограничения в потреблении. Причем представлено это было следующим образом: вместительный павильон был разбит на четыре отсека. В первом в коробах лежали пакетики с дешевым растворимым кофе, во втором — с сушеными яблоками, в третьем — с кубиками с солью, в четвертом наливали в стаканчики простую воду. Все это в принципе можно было брать в неограниченном количестве. А идея была в том, что если каждый не потащит из павильона продукты сумками, то их, возможно, хватит всем до конца выставки (а работать она будет полгода). Лично я соблазнился лишь сушеными яблоками, да и то потому, что проспал завтрак в отеле. Каким «суперпотребителем» нужно быть, чтобы под изумленными взглядами швейцарских экскурсоводов, которые присутствовали, кстати, во всех залах, начать набивать сумки килограммами поваренной соли, известно, наверное, только кураторам павильона. Также непонятно, не пострадала ли благодушная картина всеобщего альтруизма, если ту же соль или яблоки заменили на более уместные здесь плитки швейцарского шоколада.
Конечно же, «теленок маленький, на всех не хватит». Но, развивая идеологию павильона, Швейцарии придется добровольно выйти из «золотого миллиарда». («Золотой миллиард» — название спорной теории, согласно которой 1/7 населения земли, развитые страны Западной Европы, Северной Америки и Япония потребляют 70% мировых энергетических и других ресурсов. И следовательно, обрекая оставшиеся 6 миллиардов на полунищее существование.) Задачу же «накормить посетителя» швейцарцы попробовали решить фастфудовским фондю за немыслимые 15 евро. В результате «на бумаге» в отчетах чиновников все это, скорее всего, выглядело очень креативно. Но даже журналисты выходили из павильона с недоуменными лицами.
Намного лучше между Сциллой «сверхидеи» и Харибдой «развлекательности» удалось пройти российской экспозиции. Но прежде об архитектуре. Еще 164 года назад на первой Всемирной выставке знаменитый Хрустальный дворец задал высочайший стандарт строительства павильонов стран участниц. С тех пор любая Экспо — это соревнование и выставка национальных архитектурных достижений. Ведь не только Эйфелева башня, а десятки шедевральных павильонов не только не разбирались после окончания выставок (а это общее правило), но и становились символами приютивших их городов: жилой комплекс из 350 кубов Хабитат на Экспо-1967 в Монреале или Атомиум в Брюсселе-1958. Да и советский павильон на Экспо-1967 (архитектор М.Посохин), перенесенный на ВДНХ, тоже ведь один из символов нашей столицы.
Насколько мне не понравился российский павильон «цветок жизни» на шанхайской Экспо пять лет назад (почему-то считалось, что он напоминает «древнеславянские жилища»), настолько меня приятно поразил наш павильон в Милане. Конечно, это своего рода реплика павильона посохинского, но сделанная из дерева, стекла и стали, с измененными пропорциями она смотрится очень современно. Тем более есть у нашего павильона и «завлекалочка» для массового посетителя. Это, с одной стороны, громадный, но в то же время летящий 30-метровый зеркальный козырек. И это прекрасный повод для столь модного сейчас селфи. По моим наблюдениям, ни один турист не смог пройти мимо и не сфотографировать себя в гигантском зеркале, висящем на 17-метровой высоте. Надеюсь, что по окончании выставки павильон архитектора Сергея Чобана найдет себе место на родине.
C этим козырьком, кстати, произошла одна забавная, но очень характерная для нашего времени вещь. Лично я не мог поверить, что такое возможно, но независимо опрошенные мной члены российской команды все как один подтвердили его правдивость. Рядом с нашим павильоном расположен павильон Эстонии. Возводиться он начал чуть позже нашего, и когда эстонцы увидели российский козырек, то приделали к своему изначально кубическому зданию такой же. Не 30-метровый и не зеркальный, но с некоторых ракурсов наш павильон не только пародирующий, но и закрывающий. Эстонский бог, конечно, им судья, но мне очень не хотелось бы, чтобы это было правдой.
Внутри же эстонского павильона, прямо по центру, главным и единственным экспонатом (если не считать рояля с надписью на русском «Эстония») расположился ультрасовременный мотоцикл. «Наверное, эстонские агрономы объезжают на нем бескрайние поля, а то и механизированные пастухи пасут бесчисленные стада», — с уважением подумал я и обратился за разъяснением. Но служащая павильона невозмутимо объяснила (только на английском, никакого русского), что к сельскому хозяйству данный агрегат никакого отношения не имеет. Этот прототип (то есть собран он в единственном экземпляре) — просто демонстрация высот эстонской дизайнерской мысли.
Да, проблемы с экспозициями были, на мой взгляд, у большинства стран-участниц. Конечно, проще простого развесить по стенам гигантские экраны и показывать на них прекрасные картинки. Можно даже сделать так, чтобы посетители могли движением этих картинок управлять. Но как объяснить тогда посетителю, зачем он оторвался от своего домашнего компьютера или смартфона и приехал на Экспо, заплатив при этом 14 евро за вход. И здесь, на мой взгляд, Россия была лучшей.
Продовольственная тема Экспо, в связи действующими ныне продовольственными антисанкциями, только на первый взгляд была для нашей страны двусмысленной. На самом деле как раз для нас она очень актуальна. Замените «Накормить планету» на «Накормить Россию» — и такую выставку можно разворачивать даже в стенах Госдумы. Даже официально темой нашей экспозиции была объявлена продовольственная безопасность. И правда, чем заменить пресловутые хамон и пармезан, покинувшие столы столичного среднего класса? Наша экспозиция наглядно информирует чем. И это не только пафосные блины с красной икрой, но и — пальцы можете не загибать, их все равно не хватит — айран, винегрет, черничное варенье, гречневая каша, жаркое, зразы, долма, соления из папоротников, строганина, калина в меду, курник, окрошка, пряники, расстегаи, сбитень, холодец, тефтели, шашлык, щи, юшка, пироги, чак-чак (здесь, конечно, надо учитывать, что кухня эта российская, а не только русская). Все это напоминает монолог поварихи Тоси из бессмертных «Девчат»: «Сколько блюд можно приготовить из картошки!..» И, что особенно круто, все это ошеломляющее разнообразие можно было попробовать. Не за раз и не в один день. Но ежедневные (бесплатные!!!) дегустации небольших порций различных шедевров российской кухни обеспечены счастливым посетителям Экспо на полгода вперед.
В первом зале нашего павильона, украшенном футуристическим сцеплением неоновых трубок с неоновым же самоваром (надеюсь, что только русским все это напоминало самогонный аппарат), происходит дегустация русских национальных напитков. И это не только квас, но и клюквенный и облепиховый морс, «Байкал» и «Тархун», который, на мой взгляд, при соответствующей раскрутке имеет все шансы на международный успех (я уже давно и почти насильно заставляю знакомых иностранцев попробовать «Тархун», и все они были в диком восторге от этого неведомого им напитка).
Во втором — дегустация еды. Причем все, вплоть до варки варенья, происходит на глазах публики. Конечно, это новейшая облегченная версия национальной кухни от молодых, но уже европейски известных российских поваров. Обалдев от такого изобилия, начинаешь уже по-новому — гастрономически — гордиться своей страной и горько сожалеть, что на родине практически нет наших национальных ресторанов.
Скажу честно, что килограммчик пармезана я все же из Милана домой привез. Осталось попробовать, как он сочетается с солениями из папоротников. Вот где только купить эти соления?