Союз благословил сам Рамзан Кадыров. Что же заставило главу Чечни вдруг отступиться от собственных правил - не допускать на территории республики воровства невест и запретить браки несовершеннолетних?
"МК" попробовал разобраться в местных обычаях и версиях произошедшего.
Вчера в новостях по грозненскому телеканалу "Вайнах" Рамзан Кадыров заявил: "Я лично послал людей, узнайте согласна она или нет?! Ничего не оставалось делать, люди ... Ее мать сказала , что девочка согласна ! И дедушка по отцу дал слово и согласие ! И все завершено по этому вопросу ! Так говорят они! Я отправил, не я поехал , а я отправил самого мне доверенного человека ! Мы привели к разъяснительному разговору!"
Напомним, что к московским журналистам обратились подруги несовершеннолетней Хеде Гойлабиевой, на которой захотел жениться важный в рамках их района чин - глава местного РОВД. Это, как говорят, уже не первая попытка старого орла окольцевать молоденькую. Но предыдущую "невесту" родители успели вовремя увезти из села. Теперь "жених" был начеку, он расставил посты вдоль границы Ножай-Юрта и вроде бы пообещал страшную месть всем родным Хеде, если девушку все-таки успеют спрятать.
При том, что в разговоре с журналистами, полковник был не настолько смел, чтобы публично признаться в своей сокрушительной страсти. Напротив, он сообщил, что у него уже есть одна супруга и расширять круг жен он вовсе не намерен.
Однако, мужчина явно лукавил - уже через несколько дней Кадыров сообщил в интервью, что свадьбе - быть. Хеде на все согласная...
Виноватым же в этом скандале Рамзан Ахметович назначил министра печати Шаида Жамалдаева за то, что проморгал в республиканских столь жареную тему и о случившемся узнали только из федеральных СМИ.
Так что произошло? И почему еще несколько дней назад не желавшая выходить замуж Хеде - вернее, ее родители - вдруг резко пошли на попятную? По одной из версий, скандал по просьбе Хеде подняли ее подружки, не спросясь старших. А те, когда все узнали, схватились за голову.
-Да у нас в республике разное говорят, - уклончиво объяснили мне мои знакомые из Чечни. - Ни в коем случае не хотим опорочить репутацию Хеде, поэтому скажем в общем. Если допустить, что между какой-либо неназванной девушкой и желающим жениться на ней мужчине уже произошла близость, или невеста находится в положении - то для нее такой брак будет спасением. Иначе она никому не нужна. Легче утопиться... А здесь стыд и срам вышел на всю Россию. По нашим традициям вряд ли теперь девушке стоит рассчитывать на хорошую партию, да вообще на то, что на нее хоть кто-то позарится, поэтому в итоге семья и согласилась на неизбежное...
Действительно, свадебные обряды в Чечне те еще. Еще несколько лет назад девочек, начиная с подросткового возраста, вообще не выпускали на улицу одних. Даже в цивилизованном Грозном, не то, что в горах, где живут до сих пор по заветам предков.
Дочек моего знакомого, старшеклассниц, каждое утро родители отвозили в школу. Они даже на знаменитой площади Минутка в центре столицы ни разу не были.
“Чужие замуж обычно не крадут, только знакомые. Потом родители приезжают, спрашивают, хочешь ли остаться? Чаще всего остаются, потому что потом можешь не найти себе пару”, — честно признается одиннадцатиклассница Малика.
Сама Малика мечтает о красивой свадьбе. Красиво — значит, заранее, по обоюдному согласию, передашь парню часы с выставленным временем, и в положенный срок он увезет тебя из родного дома в свадебном платье. По указанию Рамзана в салонах теперь продают только закрытые платья. Чеченская женщина, по мнению президента, прекрасна естественной красотой, и дополнительно оголять ее не нужно.
Парни женятся почти сразу после учебы — в 18—19 лет. Кавказские мужчины созревают рано. А просто так, погулять, девушку никто не даст. Посмотрел — зови муллу. На улицах знакомиться не принято. “После войны появилось много “жеруи”, вдов, у них с этим вопросом проще", — рассказывали мне. Раньше разводов в Чечне практически не было. Теперь же свободных женщин для свободных отношений хоть отбавляй. Войны избавила от многих обычаев и от стыда тоже. На разведенках охотно женятся, но дети от первого брака при этом воспитываются в семье своего отца - если же тот погиб, у отцовской бабушки с дедушкой.
Быть вдовой не то, чтобы почетно, но все-таки легче, чем нетронутой девственницей. Некоторые вскоре соглашаются идти во вторые или третьи жены.
— Какое-то время назад наш президент сказал, что настоящий мужчина может содержать несколько жен сразу, и тогда чиновники стали жениться по второму разу. Хочешь продвинуться — следуй моде.
На самом деле далеко не все могут да и хотят иметь много жен. Обычно одна из женщин все же остается на полулегальном положении. Как-то раз я беседовала с одним шариатским судьей, который как раз имел трех супруг. Чеченку, русскую и татарку. На чеченке он женился еще до войны, когда был никаким не судьей, а обычным милиционером. "Русскую Валентину я спас от бомбежки, привозил ей и ее маленькому сыну продукты, чтобы они с голоду не умерли, так мы и сошлись, она мне благодарна была, - рассказывал он мне. - Русские жены нетребовательные. Покорми их и все, а наши обычно хотят, чтобы им золото дарили. Так что мне Валентина в копеечку не влетела. Я думал, что моя первая жена ни о чем не знала, но однажды, остался ночевать у второй, а утром стук в дверь. На пороге моя Раиса: "Давай, знакомь нас". Но против она не была, говорит, что просто хотела ясности. А третьей супруге я помогал с квартирой...
- Одно скажу, самая лучшая жена - русская, она и приголубит, и пожалеет. А татарка строгая очень... Я считаю их всех своими женами по мусульманскому обычаю, но настоящую свадьбу играл только с первой...
На один такой свадебный пир в свое время попала и я. Сквозь автоматную очередь в воздух пыталась понять, в какой же комнате находится невеста, дом-то огромный.
Но, как оказалось, на собственной свадьбе молодые и вовсе не присутствуют. Гуляют без них.
Триста человек гостей. Мужчины сидят отдельно, женщины — тоже. Водки не видела, выпечки много, конфеты. Молодежь десять часов подряд танцевала лезгинку, причем парни — активно, девушки — словно их заставляли под дулами автоматов. То и дело раздавалась автоматная очередь. "Надеюсь, стреляют холостыми?” — “Обижаешь, откуда в Чечне холостые?!
Жених во время гульбы находился в Введено и приехал только поздно вечером, в первую же (и вторую) брачные ночи с молодой женой по обычаю ночевала его сестра.
Невесту, кстати, тоже звали Хеда, но ей было уже 18, я нашла в самой дальней, запертой комнате. Целый день наряженная, за собственным торжеством она потихоньку наблюдала из окна. Говорила, что устала, но садиться на кровать нельзя — не положено. Узнают - позор будет. Как мало нужно здесь для позора...
“Вы уйдете, я немножечко отдохну, чтобы никто не увидел. Моих родителей на свадьбе нет. Мы через месяц только с мужем к ним знакомиться поедем. Так положено. От прежних советских обычаев здесь ничего и не осталось. У меня подружка замуж вышла, такая красавица, так ее муж на следующий же день одел в хиджаб и никому не показывает. Он — хозяин, ему можно, но и она на это согласилась. Мы не русские — у нас теперь девочек воспитывают в почтении к мужчинам”, -рассказала мне она, добавив напоследок - с оглядкой на золовок, которые прислушивались к каждому ее слову, что выходит замуж по любви и никто ее не заставляет.
Предстоящая свадьба старика Гучигова с 17-летней Хедой, по мнению многих, сильно изменит брачный расклад в Чечне. Если до недавнего времени похищать девочек и жениться на них силой, опасаясь гнева Рамзана, все-таки побаивались, то, теперь, получается, и из этого правила появились исключения. А ответил за все - министр печати.