Вопросы, заданные респондентам, можно условно разделить на три главных блока. Первая часть касалась социального положения ветеранов Великой Отечественной войны. Исследователей интересовало, достаточно ли внимания, по мнению россиян, уделяется им в современной России. «Каждый четвертый из ныне живущих взрослых россиян имеет личный канал информации о событиях войны, — отмечает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. — Иными словами, у четверти россиян есть или воевавшие родственники, или знакомые ветераны. Цифра огромная. Это говорит о том, что образ войны и Победы не является для них сугубо привнесенным, сугубо медийным, сугубо литературным или кинематографическим».
Так или иначе, 46% россиян сегодня полагают, что общество и государство вполне достаточно внимания уделяют проблемам ветеранов Великой Отечественной войны.
Критицизм есть среди тех, у кого имеются личные знакомые-ветераны. Среди таких респондентов 56% полагают, что внимания ветеранам уделяется недостаточно. При этом среди самых молодых россиян — 18–24 лет — только 40% считают, что мы достаточно заботимся об участниках войны, 53% полагают, что недостаточно. А вот среди самой старшей возрастной категории «60 лет и старше» — в которую, кстати, попадают и сами ветераны — совершенно другая картина. Тут 54% опрошенных довольны вниманием государства и только 39% недовольны.
На втором этапе исследования респондентов спрашивали о смысле Парада Победы. И лишь 12% из 1600 опрошенных свели его к демонстрации военной мощи страны. Это, к слову, на 6% меньше, чем в 2010 году. Одновременно специалисты отмечают рост мирных патриотических настроений. Почти половина (треть — в 2010 году) респондентов уверена, что парады нужны для того, чтобы не забыть славную историю страны и подвиг предков. И еще 27% россиян уверены, что, проводя парад, мы отдаем дань уважения падшим воинам, а заодно делаем приятное ныне живущим ветеранам. 11% опрошенных сверх того видят в параде способ воспитать молодежь в духе патриотизма.
«Разворот в сторону патриотических ценностей начался достаточно давно — еще 15–17 лет назад, — говорит Федоров. — Сейчас мы видим новую волну. Градус патриотизма возрастает. Усилившиеся в последний год войны, битвы за историю, а также споры, дискуссии и попытки ревизовать историю вызвали ответное стремление людей эту историю вспомнить и защитить. Остальные аргументы в пользу Парада Победы менее значимы. О параде как способе продемонстрировать супостатам нашу обороноспособность и показать всем вокруг, какие у нас есть хорошие военно-технические изделия, сейчас говорят существенно реже — до 12% опрошенных. Всплеска милитаризма мы не фиксируем».
«В любой стране, в любом поколении есть адреналинщики, которые хотели бы помериться силами, скажем, не на футбольных полях, а на полях сражений, — продолжает тему Федоров. — В России эта группа традиционно маргинальна. Милитаризм у нас не в чести. Те события, которые происходят на Украине, как раз таки не стимулируют милитаризм и национализм. Люди стали более негативно относиться и к тому, и к другому. И не хотят показывать Западу «кузькину мать». Аудитория парадов — прежде всего внутренняя».
А вот демарш западных лидеров, многие из которых отказались приехать в Москву 9 мая, расколол россиян надвое. 42% опрошенных считают, что приезд иностранного руководства крайне важен, а 52% — что ничего страшного в их отсутствии нет. «Какой-то однозначно доминирующей точки зрения не сложилось, — объясняет неоднозначные результаты опроса глава ВЦИОМ. — Это наш праздник, он для нас важен, мы все равно будем его праздновать. С другой стороны, когда в угоду сиюминутным обстоятельствам и размолвкам демонстративно предается забвению память о войне и Победе, это не может оставить нас равнодушными. Многие из нас грустят по этому поводу».