16 июня знаменитый на весь мир лагерь «Артек» отмечает свое 90-летие. Лагерь является градообразующим предприятием крымского поселка Гурзуф. Однако у местных жителей никакой радости нет. Прошел год с момента присоединения Крыма к РФ. В это же время весь «Артек» был передан в ведомство Минобрнауки РФ. Генеральным директором лагеря назначили молодого и перспективного менеджера — Алексея Каспржака. С этого момента у гурзуфовцев и пошли неприятности.
Во-первых, с пляжем. Городской — весь занят пансионатами. И если по набережной проход свободный, то к кромке воды попасть сложно — только в двух местах имеется небольшой проход. Местные жители давно к этому привыкли, тем более что все ходили на «Гуровские камни» — дикий пляж, который находится между артековскими лагерями «Лазурный» и «Кипарисный». Так было всегда. Но господин Каспржак поднял документы и выяснил, что «Гуровские камни» когда-то тоже были территорией лагеря, но переданы поселковому поселению в аренду. И решил все вернуть.
— Как будто без этого пляжа «Артеку» не хватит его 200 с лишним га и 7 км пляжей! — возмущается житель Гурзуфа Юрий Скорик. — 90 лет хватало, а сейчас вдруг перестало. А куда деваться нам, простым людям? Нашим детям что делать? Успешные, не знаем по каким критериям, дети будут отдыхать в «Артеке», а наши будут смотреть на море, небо и горы через забор. Подзаборная жизнь у ворот Международного детского центра — вот все, что нам, получается, остается…
Жители поселка Гурзуф собрались на пляже «Гуровские камни». Они записали видеообращение к президенту Путину, на которого у них последняя надежда.
— Мы просим приостановить оформление акта передачи земель «Артеку». Господин Каспржак предлагает нам не потесниться, а вообще убраться со своих родных земель, — говорят они. — Мы предлагаем на территории этого пляжа разбить детский парк в честь 70-летия Победы над фашизмом. Чтобы хотя бы здесь, на территории пляжа, наши дети не чувствовали себя людьми второго сорта, которых, как скотину, можно перемещать когда и куда угодно ради других, более одаренных и успешных детей…
Вторая проблема — рабочие места. Новое руководство лагеря первым делом взялось за реорганизацию. В итоге судьба сотрудников Международного детского центра покрылась мраком.
— Я работаю в «Артеке» 31 год, и таких, как я, много. В лагере есть целые династии, — говорит председатель профкома лагеря Евгений Боженов. — Коллектив лагеря — очень дружный, старый. Чего мы только не пережили: и грабить нас пытались, и банкротить, и закрыть… Мы отстояли «Артек». Оказывается, для того, чтобы нас всех теперь выгнали на улицу?! Господин Каспржак пригласил предпринимателей из Москвы, хочет сдать им в аренду три столовые и отдел питания. Они уже ходят по «Артеку», все смотрят. Нам предлагают уволиться и наниматься туда. Оказывается, такая система называется «аутсорсинг». Но люди (в общей сложности на комбинате питания работали от 300 до 500 человек) боятся писать заявления об уходе. Никаких гарантий, что нас возьмут на работу эти москвичи, нет. Нам в открытую говорят, что мы им не нужны. Ветеранов повыгоняли, которым по 65 лет, — без предупреждений, без ничего. Воспользовались тем, что мы пока еще не знали российских законов. Многим заслуженным сотрудникам даже спасибо не сказали, не то что грамоту почетную вручить…
Мало того, весь жилой фонд, квартиры и общежития, в которых десятилетиями живут сотрудники, передали в собственность «Артеку» (до этого жилье считалось муниципальным). То есть, уволившись, люди лишаются единственного жилья.
Но и это еще не все. Как узнали сотрудники, руководством «Артека» уже подписан контракт с фирмой «Боско». И теперь одежду отдыхающим детям будет шить и обслуживать эта московская фирма. Получается, что сотрудники комбината бытового обслуживания, работавшего на лагерь, тоже оказались на волосок от увольнения.
— Кроме того, у Дворца спорта вырубили три голубые ели, под эгидой какой-то реконструкции, уничтожили кипарисы, — рассказывает инструктор по спорту «Артека» Валерий Кауров. — А в столовой «Морского» что натворили! Там в центре стояла огромная сорокалетняя пальма. Это был символ лагеря «Морской». Так ее взяли и срезали. Говорят, мы здесь поставим шоколадную фигуру. Все сотрудники плакали…
Жители и сотрудники рисуют плакаты: «Путин, помоги». Ими будут встречать президента, который намерен приехать на 90-летие «Артека».
Генеральный директор Международного детского центра «Артек» Алексей Каспржак прекрасно знает о назревающих конфликтах:
«Что касается территории пляжа «Гуровские камни», то в наших планах не было и нет закрывать его от местных жителей. Ворота открыты, как это было всегда. Однако я, как директор детского учреждения, обязан привести территорию «Артека» в полное соответствие с нормами и требованиями российского законодательства. В том числе правила касаются и пропускного режима на территорию лагеря. Учитывая мнение местных жителей и заведенный здесь порядок, мы сейчас разослали письма во все инстанции (полицию, прокуратуру, МЧС и пр.), получим от них одобрение и сохраним, таким образом, проход местных на «Гуровские камни». Понимаю, что для местных жителей, которые живут за счет отдыхающих в частном секторе, важно сохранить доступ на этот пляж. Хотя отсутствие оборудованного места отдыха на море в поселке Гурзуф — это проблема не Международного центра «Артек», а городского муниципалитета. Почему на городском пляже до сих пор существуют закрытые, платные зоны? Почему нет транспорта до других мест купания? Главную скрипку в вопросе доступа жителей к пляжной зоне должна играть местная власть.
Моя первоочередная задача сейчас — обеспечить работой коллектив. Знаю, что у сотрудников есть на проводимые реорганизации огромное количество нареканий. Но надо понимать, что здесь люди исторически не верят руководству. Они многое пережили, и во многом благодаря их стараниям «Артек» сохранился. Что касается системы аутсорсинга, то я слежу за тем, чтобы мои специалисты были трудоустроены в нанятые компании в первую очередь. И чтобы они сохранили все свои социальные гарантии, как-то: льготы на детский сад, жилье, всевозможные надбавки. Что касается хождения по территории, то пора привыкать, что там, где отдыхают дети, не положено гулять с собаками, пить пиво под любым кустом и разводить костры».