По данным директора НИИ хирургии детского возраста РНИМУ имени Пирогова Владимира Розинова, в нашей стране наблюдаются печальные тенденции. Так, при общем количестве снижения ДТП в России количество погибших в них детей растет. Например, в 2013 году в результате ДТП погибло 872 ребенка, а в 2014 году — 878 детей. Кроме того, за прошедший год на 11% выросло количество смертельных несчастных случаев среди детей на воде (в 2013 году таких было 328, в 2014-м — 364). «Основные причины — безнадзорность детей и безответственность родителей», — говорит Владимир Розинов.
Как рассказывает замначальника главного Управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин, количество ДТП с участием детей в стране неуклонно растет с 2009 года. Самое опасные с этой точки зрения дни — суббота и воскресенье, самый «аварийный» месяц года — август. «Люди торопятся поскорее вернуться с мест отдыха и пренебрегают безопасностью», — поясняет Владимир Кузин. При этом, по его данным, использование детских удерживающих устройств в автомобилях многие годы остается на одном и том же уровне — около 86%. Однако в половине случаев при ДТП с участием детей до года они находились либо на руках у взрослых, либо в люльках-перевозках. «Надо приучать родителей в любой ситуации использовать детские удерживающие устройства и использовать их правильно. Поэтому Госавтоинспекция решила создать специальный раздел на своем сайте для родителей, посвященный правилам безопасной перевозки детей в автомобилях», — рассказывает Владимир Кузин.
Кроме того, по инициативе Госавтоинспекции и Минздрава РФ в перинатальных центрах страны запущен проект «Детство без опасности» — он предусматривает проведение тренингов для будущих и уже состоявшихся родителей. «Лозунги не работают. Надо тренировать медиков, родителей, детей, — говорит замдиректора по научной работе Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова Дмитрий Дегтярев. — Если до сих пор было принято учить родителей правильно пеленать и прикладывать детей к груди, теперь мы будем учить и правильно перевозить их в автомобилях».
«Родителям не хватает элементарных знаний. Иногда они оставляют детей на животике, а потом находят их без признаков жизни. Иногда неправильно кормят. И очень часто неправильно перевозят их в своих автомобилях. Например, из роддома детей забирают в конвертах с огромными бантами, которые мешают пристегнуть их к удерживающим устройствам», — говорит глава экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
«Детские удерживающие устройства стоят как 4 заправки или как один штраф за их отсутствие», — отмечает директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Елена Байбарина.
Первые тренинги, посвященные безопасной транспортировке детей, уже прошли в Центре имени Кулакова. «Пройдет совсем немного времени, и я уверен, что мы, как и в США, просто не будем выпускать из роддомов детей, не пристегнутых в специальных креслах», — говорит Дмитрий Дегтярев. В дальнейшем тренинги охватят все перинатальные центры страны, а их тематика будет расширяться.