— Александр Анатольевич, сколько учебников Российское историческое общество может рекомендовать, а совет при Минобрнауки включить в перечень? Будет ли у нас «единственно верный» курс?
— Могу точно сказать, что учебников будет несколько! Речь об этом шла с самого начала, ведь есть разные научные школы и разные типы учебных программ. Но все новые учебники в соответствии с единой концепцией преподавания истории в школе будет объединять общая терминология и единство дат и имен.
— Сколько проектов учебников было представлено в РИО и как вы оцениваете свои шансы попасть в число авторов-победителей конкурса?
— Точной цифры я не знаю, но с лета прошлого года шла речь о том, что издательства представят от 4 до 8–9 проектов. Свои шансы оцениваю достаточно высоко, т.к. при написании учебника максимально ориентировался на все требования стандарта, как содержательные, так и формальные, к слову сказать, очень строгие. Например, в концепции жестко прописано, что количество параграфов в учебнике должно быть на треть меньше, чем часов, отведенных для изучения курса. И требование это разумно, ведь изучать одну тему надо не только по объяснениям учителя, но и в ходе обсуждений, самостоятельной работы ребят. А на это требуется несколько часов. Или другой пример. В концепции прописано, что курс истории нашей страны должен включать историю всех стран и народов, существовавших на ее территории. А это резко удревняет курс: к примеру, город Аркаим в современной Челябинской области является современником древнеегипетских пирамид.
— Но реально ли включить в курс школьной истории столь возросший объем имен, исторических фактов и событий?
— Одним из жестких требований стандарта является право разработчиков ЕГЭ использовать в заданиях любое из включенных в стандарт имен и дат и даже месяц исторического события. Понятно, что такой ЕГЭ мало кто сможет сдать. Поэтому мы пошли по такому пути: выделили основные события и приложение с перечнем имен и дат, о которых ученик должен иметь хотя бы общее представление. Вопрос в том, будут ли ориентироваться на это составители заданий — решать им.
— Когда и как должен совершиться реальный переход от концентрической системы преподавания истории (изучение всей отечественной истории с 6-го по 9-й класс, а затем ее повторение на более высоком уровне в 10–11-м) к линейной, когда весь курс проходится с 6-го по 10-й класс?
— Минобрнауки начнет переход в 2015/16 учебном году, но только с 6-х классов. При таком подходе до 10-го класса переход дойдет лишь к 2020 году.
— В каком виде будет изучаться история в 11-м классе и когда появятся учебники? Нынешние-то проекты всех «линий» заканчиваются 10-м классом.
— Пока существует четыре разных подхода. Первый — синхронизация истории России по всем историческим эпохам. Второй подход проблемный — изучение всех узловых проблем: например, российских революций. Третий — дать отечественную историю ХХ века, а второе полугодие посвятить современной России. Четвертый — изучение обозначенных в стандарте так называемых «трудных вопросов» истории России. Но каждый не лишен недостатков: к примеру, «проблемный подход» фактически оставляет за скобками все имена и даты, а «трудными» вопросами пронизана вся история России. В целом концепция предполагает сопоставительный анализ российской истории в контексте мировой. Но могут быть и другие подходы. Время для окончательного принятия решения до 2020 года есть.