Начнем с чего-нибудь монументального. С памятника, например. В Советском Союзе этих самых Лениных, увековеченных в бронзе, мраморе, граните, гипсе, дереве, чугуне и прочих материалах, было огромное количество. Никто даже не пытался определить, сколько их всего по городам и весям расставлено.
Из этого ленинского моря выделялись несколько «самых-самых».
Например, самый большой памятник Ильичу был установлен в 1973 году у входа в Волго-Донской канал со стороны Волги. Этот монумент даже внесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник реально жившему человеку. Высота исполинской скульптуры – 26 метров. Впрочем есть Ленин, увековеченный и в еще более крупном масштабе. – Вернее не сам он, а только его голова. В столице Бурятии, городе Улан-Удэ установлен памятник вождю, изображающий одну лишь только самую верхнюю его часть. Бурятское изваяние – тоже рекордсмен: самое большое в мире изображение головы Ленина. Размер этого гиганта скульптурной мысли – 7,7 метра (так что если бы приделать сюда все остальные недостающие части тела, высота получившегося товарища Ульянова превысила бы 60 метров!).
По сравнению с упомянутыми гигантами памятник, установленный а подмосковном Ногинске, ну очень скромный по своим размерам. Однако у него – собственная гордость. Это вообще самый первый в истории монумент в честь Владимира Ильича. Еще в 1923 году, то есть при жизни вождя, ткачи местной Глуховской мануфактуры решили установить у себя на предприятии памятник Ленину. Пока изготавливали скульптуру, прошло время, и открытие монумента из радостного события превратилось в траурное: как раз незадолго до этого пришло известие о смерти «самого человечного человека».
Между прочим, там же в Ногинске существует и другие «ленинские мемориалы», отличающиеся своеобразием. На главной магистрали, проходящей через упомянутый уже район Глухово, дома украшены табличками с названием этой транспортной магистрали – «ул. 1-ая Ильича». Весьма необычный образец топонимики! А среди переплетения соседних переулков и улочек можно встретить и другие: «ул. 2-я Ильича», «4-я Ильича»,.. попалась даже «7-я Ильича».
Известно о существовании в Союзе нескольких анекдотичных памятников Ленину. Например, изваяние Ильича с двумя кепками – одна на голове, другая в руке (результат творческих метаний и рассеянности скульптора). Или – Ленин с курительной трубкой. Такой конфуз вышел тоже по недосмотру: во времена развернувшейся в стране в конце 1950-х кампании по преодолению культа личности, администрация одного из предприятий на периферии решила сэкономить и, не уничтожая полностью стоявшей перед главным входом скульптуры Сталина, заменить лишь голову – Иосифа Виссарионовича на Владимира Ильича; «рационализаторы» не учли только одну мелочь – наличие трубки в сталинской руке. Как рассказывали очевидцы, «курящий» Ленин простоял на постаменте не более недели.
А в конце 1920-х или самом начале 1930-х гг. в Калуге появился на некоторое время «музыкально-эротический» Владимир Ильич. О таком «эксклюзиве» довелось услышать от старожилов. На одной из центральных площадей города к тому времени был установлен памятник «творцу коммунистической революции». Самый обычный, без затей: на постаменте фигура Владимира Ильича в полный рост. Когда началась радиофикация города и во многих наиболее оживленных местах стали устанавливать уличные репродукторы, мастера по чьему-то «мудрому» решению смонтировали радио-точку прямо на ленинском памятнике. Да еще как удачно! – Внушительного размера раструб, из которого с утра до ночи доносился голос диктора и звучала музыка, оказался аккурат между ног Ленина. Наблюдательные калужане хихикали и веселились. Понадобилось некоторое время, чтобы пикантность ситуации осознали местные власти и дали распоряжение Владимира Ильича... хм! Обеззвучить.
Но что это мы все по дальним достопримечательностям путешествуем? – В столице тоже имеется весьма своеобразный монумент, относящийся к «лениниане».
Наверное самый оригинальный из московских памятников Ленину спрятался от на территории депо Московского отделения Октябрьской железной дороги. Скульптура «деповского» Владимира Ильича является не только одним из самых первых изваяний вождя, созданных в России, она еще и установлена на супер-оригинальном постаменте, изготовленном... из кусков старых паровозов!
Осенью 1925 года на партсобрании в паровозных мастерских Пятого участка тяги было высказано предложение в честь очередной годовщины революции поставить на производственной территории памятник Ленину. Поскольку времени до красной даты календаря оставалось совсем немного, железнодорожное начальство решило передать «паровозных дел мастерам» скульптуру вождя, находящуюся в вестибюле Ленинградского вокзала (на освободившемся месте позднее установили более монументальное изваяние Ильича). Вот так небольшая фигура, изготовленная в мастерской известного скульптора Меркурова, перекочевала в локомотивное депо.
Проект постамента для «новосела» лично разработал начальник Пятого участка тяги Яковлев. Он явно увлекся конструктивизмом, и в результате получилось очень необычное сооружение из паровозных шатунов, реверсов, кулис, опирающееся на четыре старых колеса от тендера.
«Паровозный» Ильич, – хоть он и гипсовый, – неплохо сохранился. А его пьедестал вызывает огромный интерес у наших и зарубежных поклонников старой железнодорожной техники. Однажды, например, британские любители паровозов даже предлагали дать деньги на постройку внушительного гранитного постамента для этого памятника, прося взамен лишь старинные колеса, на которых установлена вся конструкция. Однако предложение англичан не нашло отклика у путейцев: Лениных, стоящих на каменных постаментах, много, а вот «колесный» Владимир Ильич один!
Если уж речь зашла о железных дорогах, самое время вспомнить, что они-то, родимые, до сей поры являются самыми «ленинизированными» объектами в стране. Ведь подавляющее большинство электровозов, таскающих по нашим стальным магистралям грузовые и пассажирские составы, названы в честь все того же Ильича. Еще более полувека назад первые отечественные локомотивы для электрифицированных участков пути получили обозначение ВЛ – «Владимир Ленин». С той поры и пошла такая традиция. Работали в Советском Союзе выпускавшиеся Новочеркасским и Тбилисским электровозостроительными заводами ВЛ-22, ВЛ-8, ВЛ-23, потом их место заняли более мощные ВЛ-10, ВЛ-11, ВЛ-60, ВЛ-80... Так что, отправляясь в дальний путь по «чугунке», помните – там, в голове поезда, гудит-рычит махина, названная в честь «вождя пролетарской революции», родившегося 145 лет назад. Вези – не тряси, дедушка Ленин!