Пчелы поставлены на грань исчезнования из-за жадности человека. В этом уверены и депутаты, и ученые-биологи. Для сельскохозяйственных холдингов не залить поле картошки пестицидами — значит отдать урожай на обед колорадскому жуку. Выводить на поле бригаду рабочих, чтобы гнули спины над каждым кустиком, собирая вредителей, для бизнесменов-аграриев тоже не вариант. Долго, дорого и несовременно. А пролетит над угодьями кукурузник с химикатами, и всем хорошо. Аграрий подсчитывает барыши, потребитель сыто хлопает себя по животу, наевшись жареной картошки. Но ученые предостерегают: сытости этой осталось на считанные годы. Ведь «умные» аэрозоли и порошки на деле — универсальные убийцы. С одинаковым качеством и безразличием они губят как вредителей, так и полезных пчел и шмелей. В результате только за последние 20 лет количество пчелиных семей в России сократилось с 10 до 3 миллионов. Впрочем, ученые говорят, что это общемировая тенденция. Так, в США за 10 лет погибло 90% диких пчел. В Великобритании ситуация чуть лучше — минус 50%. Отечественные пчеловоды уже говорят о близости к точке невозврата, после которой восстановить пчелиную популяцию будет невозможно. А это значит, что опылять растения будет попросту некому. А не будет опыления, не будет и цветов, ягод, фруктов, корнеплодов, - ничего. В конечном итоге не будет и деревьев, а значит и кислорода.
Однако полный отказ от химии в сельском хозяйстве — это утопия. И в законодатели это прекрасно понимают. Поэтому парламентарии предложили компромиссный вариант, оформленный в виде поправок к закону «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Согласно поправкам самолеты и вертолеты с пестицидами над полями летать будут. Но о каждом предстоящем налете таких «бомбардировщиков» пчеловодов будут оповещать заранее. Чтобы успели опомниться, подхватить ульи и укрыться в безопасное место со всеми своими жужащщими подопечными. По словам автора законопроекта, депутата от КПРФ Олега Лебедева, в советское время такая система оповещений работала исправно. Но в 90-е, как водится, развалилась.
«При переходе от советского законодательства к российскому о пчеловодах просто забыли, и образовался правовой вакуум, - говорит Лебедев. - Раньше существовал циркуляр Минсельхоза СССР от 1 января 1985 года, который регулировал порядок информирования пчеловодов о предстоящих распылениях химикатов и тем самым предотвращал основную причину гибели пчелиных семей».
Если законопроект будет одобрен, за информирование пчеловодов о предстоящей газовой атаке будет отвечать один из госорганов. По мнению депутатов, логичнее всего было бы назначить ответственным Россельхознадзор.
«Пеловодов предупреждать о распылениях необходимо как минимум за неделю», - считает профессор кафедры пчеловодства МСХА им. К.А. Тимирязева Анатолий Кочетов. При этом ловить пчел и насильно загонять их в улей вовсе не понадобится. Пчелы, как люди: где бы они ни летали днем, вечером возвращаются домой. А значит после захода солнца пасечник может загрузить ульи в грузовик и укатить подальше от химической угрозы.
Еще важно, чтобы от пчеловода не утаивали, чем конкретно опыляли поле борцы с вредными жучками-паучками. Ведь даже переждав атаку в безопасном месте, по возвращении можно наткнуться на совершенно непредсказуемые последствия. Как уверяют ученые, цветочный нектар после обработки некоторыми химкатами может подействовать на пчелиный организм примерно так же, как шаурма из привокзальной палатки на человеческий желудок. «Пчелы болеют, и с каждым годом этих болезней становится все больше», - рассказывает Кочетов, - «Самая страшная, пожалуй, проявляется в гниении личинок пчелы: они чернеют и погибают». К тому же одна «неправильная» больная пчела запросто может заразить не только соседей по улью, но и шмелей и прочих медоносов.
Однако и этого для спасения пчелиного царства может оказаться недостаточно. По словам Анатолия Кочетова, в законе необходимо прописать даже права пчеловода при транспортировке ульев. «Пасечника на дороге может запросто остановить гаишник, потребовать показать, что у него там такое в ульях, даже если у пчеловода все документы в порядке, - сетует профессор. - Пчелы из-за этого испытывают стресс, могут разлететься». Ну или ужалить от страха недоверчивого инспектора. И если последний отделается волдырем, то для пчелы нападение на стража порядка станет смертельным.
Однако в целом пчеловоды считают, что новый закон действительно поможет спасти пчел от вымирания. Только вот принимать его надо как можно скорее. Иначе сбудет мрачный прогноз Альберта Эйнштейна, который говорил, что если пчелы вымрут, то через четыре года вымрут и люди.