Начиная с 1 сентября 2015 года впервые в новейшей истории в школах могут ввести обязательные предметы, направленные на развитие предпринимательских способностей у школьников.
Минобрнауки уже занимается разработкой трех специализированных образовательных программ: «Основы экономической культуры» для учеников 4–6-х классов, «Экономика и бизнес» — 7–9-й класс, «Основы предпринимательства» — 10–11-й класс. Таким образом, правительство рассчитывает, что к 2020 году вклад малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП составит не менее 50%, а объем работников там в общей численности занятого населения увеличится до трети — 25 млн человек.
Насколько это реально, трудно сказать. Сегодня в России доля МСБ в ВВП не превышает 21%, при том что в государствах с развитой экономикой она составляет не менее половины. Представление о малом бизнесе у большинства россиян — это ларьки по продаже пирожков. На самом деле в этом секторе экономики производят и детали, и машины, и оборудование, занимаются инновационной деятельностью.
Отношение россиян к предпринимательству, мягко говоря, неоднозначное. С одной стороны, по данным доклада международной консалтинговой компании Amway Global Entrepreneurship Report положительную оценку предпринимательству дают 65% россиян. Выводы зарубежных экспертов подтверждаются результатами опроса Левада-центра «Россияне о бизнесе и бизнесменах» в октябре 2014 года, согласно которым около 75% респондентов (размер выборки — 1600 человек) выразили позитивное отношение к тем, кто занимается собственным бизнесом.
С другой стороны, предпринимательская активность и готовность начать собственное дело остаются на уровне ниже плинтуса: лишь 5,8% россиян трудоспособного возраста являются начинающими бизнесменами. Больше 60% выпускников хотят стать чиновниками.
Власти «малышей» тоже порой не замечают. У нас в стране до сих пор нет даже реестра субъектов МСБ, то есть неизвестно точное количество таких предприятий. В этом году по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова его должны создать. В качестве оператора выступит Федеральная налоговая служба, в базе которой хранятся наиболее полные сведения о финансово-экономических показателях деятельности предприятий (численность работников, показатели выручки, структура уставного капитала и т.д.). Исчерпывающий реестр необходим, в том числе для обеспечения недискриминационного доступа таких компаний к госзакупкам и конкурсам естественных монополий.
«МК» уже писал, что вскоре на базе Агентства кредитных гарантий и одного из банков будет создан единый институт по поддержке, в том числе кредитной, малого и среднего предпринимательства.
«Необходимо менять отношение людей к предпринимательской деятельности, — заявил представитель Игоря Шувалова. — Работать с менталитетом надо со школьной скамьи». Введение в школах с 4-го по 11-й классы обязательных предметов по основам предпринимательства, по замыслу чиновников, должно помочь разжечь в молодых людях желание заниматься бизнесом.
Помимо новаций в школьной программе изменения коснутся и дошкольного образования, которые так или иначе связаны с МСБ. По информации Минобрнауки, на конец прошлого года в стране не было обеспечено местами в детских садах более 412 тыс. детей. При этом доля негосударственных поставщиков услуг дошкольного образования составляет всего 1%. Из законодательства исключат норму, которая сдерживает создание новых частных детсадов. Дело в том, что использовать жилые помещения (квартиры, частные дома. — «МК») для осуществления предпринимательской деятельности сейчас могут только граждане, проживающие в нем на законных основаниях, то есть зарегистрированные. Слово «проживающие» заменят на «находящиеся».
Для развития системы частных детских садов их должны включить в перечень видов деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения. Такие коммерческие учреждения получат право на получение бюджетных средств.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Директор московского Центра образования №109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург:
— Открытость школы не должна давать права вторжения на ее суверенную территорию всем кому не лень, что на практике происходит ежедневно и ежечасно. Особую заботу о подростках проявляют люди публичные: крупные чиновники, депутаты, представители религиозных конфессий — те, кто считает долгом внести свои пять копеек, представляя этот вклад бесценным капиталом. Не так давно общественный совет при Минобрнауки единогласно отклонил предложение РПЦ об обязательном введении предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» со второго по девятый класс. Другой деятель выступил с инициативой ежегодно в мае проводить во всех школах России в 11-х классах уроки трезвости.
Кампанейщина в образовании опасна. Если завтра в стране будет плохо с семьей, это не значит, что нужно вводить обязательные предметы «по целомудрию». Количество разводов от этого меньше не станет, и первый сексуальный опыт у ребят будет раньше женитьбы или венчания.
Возникает и другая проблема — перегруженность учебных программ (они не резиновые, если вы вводите дополнительный предмет, то объясните, за счет чего: русского языка? математики? истории?).
В целом все, внедряемое насильственным бюрократическим путем, вызывает, особенно у подростков, обратную реакцию.